Научные труды, опередившие свое время

Алессандро Фламмини из университета штата Индиана в Блумингтоне (США) и его коллеги открыли любопытный феномен. В архивах научных журналов за последнее столетие они обнаружили группу статей, которые до поры до времени не привлекали ничьего внимания, но через несколько десятилетий после своего выхода неожиданно вызвали повышенный интерес.

Явление "ктулху"

Исследователи назвали такие статьи "ктулху" или "спящими красавицами". Их удалось выявить, изучив историю публикаций и цитирования свыше 22 миллионов научных работ, которые появлялись в рецензируемых журналах за

последний век. Кстати, это не первое подобное исследование, но в предыдущих случаях брались публикации лишь за 20-25 лет, причем ограниченные одной-двумя научными дисциплинами, что могло представить искаженную картину выводов.

Как показал новый статистический анализ, некоторые научные работы получают признание и начинают активно цитироваться лишь через 30-70 лет после публикации. В основном это работы из области физики, химии и математики, которые опубликованы в самых престижных научных журналах, например, Science, PNAS или Nature.

ЭПР, эмпирические данные и графен

Такая судьба, к примеру, постигла статью Альберта Эйнштейна и его учеников Бориса Подольского и Натана Розена "Можно ли считать квантово-механическое описание физической реальности полным?", посвященную так называемому ЭПР-парадоксу (парадоксу Эйнштейна — Подольского — Розена), связанному с квантовой механикой.

Физики выдвинули гипотезу, согласно которой, если два связанных между собой фотона разлетаются и один из них меняет параметры поляризации, например, врезается во что-нибудь, то он исчезает, но информация о нем мгновенно переносится к другому фотону, и он становится тем, исчезнувшим!

Статья была опубликована в 1935 году, но внимания научной общественности удостоилась лишь в 1994 году. К тому времени были уже проведены практические эксперименты, результаты которых подтвердили теорию ЭПР-парадокса. В частности, в 1982–1985 годах француз Алан Аспе с помощью соответствующего оборудования провел серию опытов, результаты которых совпали с выкладками, предложенными Эйнштейном, Подольским и Розеном.

Впрочем, этот "сонный рекорд" переплюнула работа знаменитого математика-статистика Карла Пирсона о превращении набора эмпирических данных в математическую линию. Она появилась в 1901 году в журнале Philosophical Magazine, а научное признание "нашло" ее только в 2002 году!

"Научный потенциал этих статей просто не был оценен в то время, — считает Фламмини. — Вторая статья-рекордсмен, опубликованная в 1958 году, описывает процесс окисления графита, который, заметно позднее, стал основой для графена, материала с прочностью в тысячу раз выше, чем у стали, и крайне интересный с практической точки зрения".

"Непродвинутые" открытия

Но почему одни статьи так и продолжают "спать", а другие "просыпаются" спустя десятилетия? Одна из версий, выдвинутых группой Фламмини, заключается в том, что в основном такие работы привлекают внимание исследователей из других областей, которые находят в них ответы на свои вопросы, связанные с научным поиском.

Другая версия — в момент выхода научный мир просто не в состоянии оценить содержащиеся в статье данные, поскольку не готов к этому. И только когда содержание работы начинает отвечать, так сказать, вызовам эпохи, ее "вытаскивают" на свет божий и начинают анализировать и "рвать на цитаты"…

"Наша работа дала нам реальное доказательство того, что некоторые научные статьи могут на самом деле опережать время, — пишет Фламмини в статье по результатам исследования, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. — Публикации на слишком

продвинутые темы могут совсем не привлекать внимания ученых, даже если их авторы обладают серьезным научным весом и репутацией".

А любопытно, можно ли заранее спрогнозировать, какие именно работы "проснутся", а какие так и останутся в "спящем" состоянии? Фламмини и его команда считают, что для этого требуется изучить еще больший объем научных публикаций за больший период времени. Но провести такую работу при наличии компьютеров не так уж сложно, как кажется…