Любая клетка может стать стволовой

Традиционные методы имплантирования стволовых клеток в организм пациента требуют от врачей соблюдения нескольких сложных условий. Например, для доставки клеток в нужное место используются потенциально опасные вирусы. А сами стволовые клетки долгие годы добывались из эмбрионов. Однако на днях шотландские медики опубликовали доклад, в котором описали новый безопасный способ создания и использования таких клеток.

Исследования ученых начались с теоретического предположения, выдвинутого руководителем Комиссии по стволовым клеткам и регенерации при правительстве Канады доктором Наджи. Опубликованная им научная работа включала в себя идею о возможности перепрограммирования любой клетки в стволовую посредством специального набора генов, названного «плазмида». Как оказалось, «плазмида» может видоизменить любой клеточный материал.

Авторитет доктора Наджи в области регенеративной медицины не вызывает сомнений. Вот уже более пятнадцати лет он изучает стволовые клетки, их свойства и способы использования. Он был одним из тех, кто выработал и внедрил методики выращивания стволовых клеток в эмбрионах. Мнение такого крупного эксперта привлекло внимание всех ученых, занимающихся вопросами регенерации.

Гипотеза доктора Наджи была проверена на практике группой исследователей из Центра регенеративной медицины Эдинбургского университета под руководством профессора Кейсукэ Кадзи. В ходе экспериментов ученым удалось создать несколько стволовых клеток путем добавления «плазмиды» в ткани человеческой кожи.

«Я был очень удивлен, исследуя полученные результаты под микроскопом и обнаружив стволовые клетки. Никто, даже я сам, не верил, что подобное вообще возможно», - рассказывает профессор Кадзи. Разработанная методика использования «плазмиды» позволяет решить сразу три главнейшие проблемы, стоящие перед исследователями свойств стволовых клеток.

На протяжении нескольких лет стволовые клетки добывались из специально выращенных эмбрионов, в том числе и человеческих. Теперь, когда доказано, что клеточный материал может быть образован из любых тканей, в том числе и клеток самого пациента, разрешатся многие моральные проблемы, связанные с религиозным и социальным неприятием действий ученых.

Второй разрешенной задачей можно считать транспортировку стволовых клеток в организме пациента. Ранее для этих целей использовались модифицированные вирусы, которые не представляли для человека явной опасности. Тем не менее, теоретически всегда существовал шанс, что вирус может повредить ДНК, последствия чего предсказать невозможно. Новая методика позволяет создавать стволовые клетки на местах – там, где они нужны.

Еще одним несомненным преимуществом новой технологии станет ее низкая себестоимость, что сделает подобные манипуляции доступными для более широких слоев населения. Используя собственные ткани пациентов, врачи не только сэкономят на материалах, но и обеспечат полную генетическую совместимость, которую не смогут гарантировать искусственно выращенные стволовые клетки.

После завершения имплантации излишки «плазмиды» могут быть бесследно извлечены из тканей, где проводятся манипуляции. Тем самым решается проблема остаточного влияния трансформирующих генов на соседние клетки и ДНК организма.

Регенеративная медицина – довольно молодая дисциплина, изучающая возможности человеческого организма относительно «ремонта», замены (и выращивания заново) как отдельных клеток тканей, так и больных или поврежденных органов целиком. Настоящее открытие стало огромным шагом вперед для отрасли, способным доказать любым скептикам перспективность изучения и применения стволовых клеток.

Среди недугов, лечение которых будет возможно в обозримом будущем при помощи стволовых клеток, – механические повреждения спинного мозга, мышечная дистрофия, болезнь Паркинсона, диабет и многие другие. В настоящее время технология трансплантации стволовых клеток при помощи «плазмиды» проходит стадию клинических испытаний.