"Застольным" традициям 12 тысяч лет

Традиция трапезничать сообща появилась на 2,5 тыс. лет раньше, чем считалось. Подтверждением служат обнаруженные археологами в пещере Хилазон-Тачтит (Израиль) окаменелые остатки еды от массовых "застолий". Возраст находки составляет 12 тыс. лет. Характерные отметины свидетельствуют о том, что древние люди разделывали животных и готовили их на огне.

Археологи Натали Манро (Natalie D. Munroa) из университета Коннектикута (University of Connecticut) и Лиоре Гросман (Leore Grosman) из института археологии Еврейского университета в Иерусалиме (Institute of Archaeology), которые проводили раскопки в небольшой пещере Хилазон-Тачтит (Hilazon Tachtit), расположенной в Галилее к западу от Тивериадского озера, неожиданно наткнулись на окаменевшие остатки обширных коллективных трапез. Статья ученых с подробным описанием их находки появилась в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Краткая статья опубликована на сайте PhysOrg.

Две вырытые древними людьми ямы оказались заполнены панцирями от 71 черепахи и костями от трех экземпляров дикого крупного рогатого скота. На окаменелостях имеются отметины, свидетельствующие о том, что животных разделывали и готовили на огне. В пользу такого вывода свидетельствуют такие факты, как следы разделки на многих костях, а также наличие обгоревших участков. Кроме того, все панцири черепах были раздроблены таким образом, чтобы максимально упростить доступ к мясу животных.

Читайте также: Подземный ход древнего бога

Как полагают ученые, животные были съедены людьми во время застолья (вероятно, сопровождавшего похороны), а не положены в могилу в ходе ритуальных церемоний. Дело в том, что их обнаружили в захоронении вместе с костями женщины возрастом около 45 лет. По обилию в могиле ритуальных предметов ученые заключили, что она, возможно, была шаманом.

С таким мнением согласны не все коллеги авторов работы - критики полагают, что в исследовании не хватает доказательств того, что застолье действительно было приурочено к похоронам (то есть имело символический смысл, характерный для современных знаменательных событий), а не являлось обычной общей трапезой.

Если находка исследователей действительно окажется следами коллективной трапезы, это будет означать, что традиция отмечать важные события сообща появилась на 2,5 тысячи лет раньше, чем до этого считалось. Ведь, согласно экспертной оценке, возраст найденных недавно остатков древних "посиделок" составляет около 12 тысяч лет.