Стирайте ваши фобии бесследно

Многим животным свойственно бояться безобидных вещей, которые в прошлом были связаны с болезненными переживаниями. Причем лечение таких фобий часто ничего не дает, поскольку страхи могут возвращаться через некоторое время. Однако недавно американские нейробиологи обнаружили молекулярный механизм, позволяющий безвозвратно "стереть" условные страхи.

Еще опыты академика Павлова доказали, что если человеку или другому животному одновременно с чем-нибудь неприятным (например, ударом тока — "безусловным стимулом") раз за разом предъявлять какой-нибудь нейтральный ("условный") стимул, например звонок, то у подопытного может выработаться условный рефлекс страха. В результате жертва таких экспериментов начнет пугаться звонка, который для нее, в общем-то, абсолютно безвреден.

Самое интересное, этот рефлекс может сохраняться достаточно долго. Доказано, что именно он лежит в основе многих человеческих фобий. Тем не менее замечено, что этот страх быстро угасает, если животное снова и снова сталкивается с вызвавшим его условным стимулом, но ничего плохого при этом не происходит (безусловный стимул не появляется).

Читайте также: У страха нейроны велики

На этом эффекте основан один из методов лечения посттравматических страхов: человеку раз за разом предъявляют стимулы, которые сопутствовали травмирующему событию, и он постепенно отучается бояться их. Однако известно, что через некоторое время после такого лечения страхи могут вернуться. Хотя иногда результат может быть вполне устойчив.

Ученым уже давно известно, что за формирование и сохранение условных страхов отвечают латеральные миндалины — это структуры, расположенные внутри височной доли больших полушарий головного мозга. Считается, что в них формируются вообще все эмоции, как положительные, так и отрицательные. Но хоть "место действия" было точно определено, о молекулярном механизме возникновения условных страхов до недавнего времени ничего известно не было.

Эту загадку взялись разрешить американские нейробиологи из Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США). Они провели серию опытов на мышах, которые происходили по стандартной "павловской" схеме: животные помешались в специальную установку, где у них вырабатывался условный страх перед звонком (в качестве безусловного стимула выступал все тот же электрический ток). После этих "издевательств" ученые исследовали нервные клетки из области латеральных миндалин, стремясь найти изменения в их структуре.

И эти изменения были найдены! Исследователи обнаружили, что на нейронах мышей, которым привили "звонкобоязнь", во много раз увеличилось число так называемых AMPA-рецепторов. Эти структуры расположены по краям синапсов (мест контактов отростков одной нервной клетки с другой). Они, как и другие синаптические рецепторы, отвечают за передачу нервного импульса через щель между нейронами.

Происходит это следующим образом. Когда электрическое возбуждение, называемое нервным импульсом, доходит до щели, клетка выделяет специальное вещество (нейромедиатор), которое, пересекая синапс, улавливается рецептором на другой стороне. После чего происходит генерация импульса уже в данной клетке.

Установлено, что нейроны могут использовать более десятка различных медиаторов, среди которых числится вещество с весьма непростым названием — α-аминометилизоксазолпропионовая кислота (сокращенно AMPA). Именно ее-то и улавливают вышеупомянутые рецепторы. Конкретныефункции AMPA до сих пор не ясны, однако предполагается, что она может участвовать в процессах формирования памяти, а также ее "стирания".

Исходя из этого, нейробиологи предположили, что увеличение количества AMPA-рецепторов связано с формированием памяти об условном страхе. Действительно, по их данным, сразу же после экспериментов число этих рецепторов резко возрастает, а потом за неделю снижается до исходного уровня. Поэтому они предположили, что мышь будет бояться звонка до тех пор, пока с нейронами ее миндалин будет контактировать много AMPA, а как только число этих контактов снизится, то и страх пройдет.

Однако контрольный эксперимент с генетически модифицированными мышами, у которых в силу их "молекулярных особенностей" не может быть увеличено число AMPA-рецепторов, показал, что это не так. Данные мыши так же легко, как и их "нормальные" родственники, приобретали условный страх перед звонком и, что самое главное, так и не могли от него избавиться. Это натолкнуло нейробиологов на мысль, что, скорее всего, увеличение числа AMPA-рецепторов нужно не для того, чтобы сохранить память о страхе, а, наоборот, чтобы животное могло быстро "стереть" ее.

Последующие эксперименты подтвердили данное предположение. Правда, теперь ученые после выработки условного страха через какое-то время начинали отучать животное от него. Делалось это так: мышам, страдающим "звонкофобией" проводили "сеанс отучения", в ходе которого им 20 раз давали послушать звуковой сигнал, не сопровождающийся ударом тока. Каждый такой сигнал длился 20 секунд, а паузы между сигналами составляли 50 секунд.

На протяжении подобного сеанса "реакция замирания" (демонстрирующая, что животное боится звонка) от сигнала к сигналу неуклонно слабела. В конце концов мыши вроде бы переставали бояться условного стимула, однако в ряде случаев страх не исчезал до конца и мог возвращаться через несколько дней. Однако иногда животные полностью излечивались от приобретенной фобии.

Проанализировав оба варианта развития событий, нейробиологи поняли, что полное исцеление наступало лишь у тех животных, которых приводили на сеанс сразу же после выработки условного страха, то есть тогда, когда количество AMPA-рецепторов в их нейронах максимально. А в случаях с мышами, подвергнутыми "антистраховой терапии" после снижения числа данных рецепторов, страх не исчезал до конца.

Получается, что нейромедиатор AMPA способствует тому, что нервные клетки могут "стирать" память о приобретенных фобиях. Именно поэтому количество соответствующих рецепторов сразу же после выработки условных страхов резко возрастает — организм дает нервной системе возможность быстро "перезагрузиться" и забыть о них. Видимо, этот же механизм работает при реакции "стрессовой амнезии", возникающей тогда, когда человек после сильного потрясения напрочь забывал о событии, вызвавшем его.