Автор bucker

Таинственный винт Леонардо

В последнее время необычные машины, созданные гением Леонардо да Винчи, стали предметом навязчивого внимания. Авторы многочисленных книг и статей обещают чуть не сенсационное раскрытие всех тайн великого мастера. Выставки, посвященные его изобретениям, зачастую организуются случайными людьми, плохо знакомыми с внутренним миром Леонардо и эпохой, в которую он жил. Подлинным открытием на этом печальном фоне следует считать исследование, проведенное тремя итальянскими учеными разных специальностей.

Интерес к личности этого титана Возрождения всегда был велик. В последнее время тема «леонардомании», конъюнктурно подхваченная Деном Брауном в его известном романе, захватила, похоже, умы большинства жителей нашей планеты. Большой интерес, увы, не означает настоящего и глубокого исследования загадок, оставленных нам Леонардо . До тех пор, пока к числу ученых не присоединились Доменико Лауренца (Domenico Laurenza), Марио Таддей (Mario Taddei) и Эдуардо Дзанон (Edoardo Zanon). Прежде всего при их участии был произведен перевод технических проектов Леонардо на язык современной компьютерной графики. Для профана, не имеющего специальных познаний, это помогает понять смысл исследований Леонардо. Идея использовать компьютерную графику Таддея и Дзанона поднимает нас на новый уровень понимания графических экспериментов, придуманных Леонардо для визуального представления его изобретений. Наряду с трехмерным изображением машин Леонардо исследователи тщательно подошли к выбору машин и механизмов.

Значительную работу в области филологии рукописей проделал Лауренца, что позволило к традиционной подборке изобретений Леонардо, состоящей из летательного аппарата, подводной лодки, вертолета, танка, автомобиля и спорного «велосипеда», добавить новые устройства, не всегда сенсационные или предвосхищающие будущие открытия, но вскрывающие нерешенные технологические проблемы, которыми занимался мастер. Даже рассматривая уже известные изобретения, авторы подают их в историческом контексте и, главное, с серьезным техническим комментарием. Например, в случае летательного аппарата и автомобиля.

В чикагском музее Леонардо. Фото с сайта авторов
В чикагском музее Леонардо. Фото с сайта авторов
Коллектив авторов сумел разобраться в тайных криптографических набросках Леонардо и представить нам изображения рабочих узлов и имитацию работы сложных механизмов. Работа Таддея и Дзанона позволила сделать окончательный вывод о предназначении повозки, изобретенной Леонардо в 1478 году, которая должна была использоваться для специальных эффектов на королевских празднествах.

«Почти в самом конце нашей работы, - замечают авторы на своем сайте www.leonardo3.net , - когда предназначенная для экспозиции модель автомобиля уже изготовлялась во флорентийских мастерских, практически случайно был обнаружен чертеж на полях манускрипта. Мы поняли, что речь идет о тормозе, ведь в нижней части имелся беглый набросок именно этого механизма».

Это был один из самых амбициозных проектов Мастера. Это не автомобиль, предназначенный для перевозки людей и грузов, а машина для специальных эффектов на сцене, управляемая оператором, который, скрываясь за кулисами, разблокировал небольшой тормоз при помощи веревки таким образом, чтобы машина сама двигалась в сторону публики. Не только по прямой, но и по криволинейным траекториям.

Авторам труда, совместно с флорентийским Институтом и Музеем истории науки, удалось исследовать так называемый автомобиль Леонардо. Напомним, что аналогичные попытки безуспешно предпринимались до этого многими учеными, занимавшимися наследием Леонардо, среди которых были Семенца и Канестрини. Модели, созданные до 2004 года и представленные во многих музеях, не отражают реальных замыслов Леонардо и, по сути дела, не работают. Модели, выполненные с учетом консультаций, которые давали авторам Марк Рошхейм, Паоло Галуцци и Карло Педретти, напротив, работали с самого момента сборки.

Леонардо спроектировал множество театральных машин. В частности, хитроумно убирающиеся во время представления кулисы, созданные для постановки пьесы «Орфей». Проект лиры в форме черепа, предназначенную, скорее всего для сцены, а не для музыкантов. Механический барабан для городских шествий или военных парадов, приводимого в действии при помощи маховика. Автоматическая пиановиола – сложный музыкальный инструмент, который сложно отнести к какому-либо классу. На нем можно было инграть, используя клавиатуру. Конские волосы, находящиеся в постоянном движении внутри инструмента, соприкасались со струнами, приводимыми в движение клавишами, и за счет трения издавали звук, напоминающий скорее скрипку, чем клавицимбал.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
ЦБ рассказал о действиях, когда США возьмутся за долг России
Как сохранить прическу под шапкой? Советы стилиста по зимней укладке
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Это наилучший выход: Мыскина развелась и удалила инстаграм
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Что могут МиГи-31 на Камчатке
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры