Что искали бандиты в Баксанской нейтринной обсерватории?

А Баксанском ущелье пещеры Али-Бабы нет. Что искали бандиты в Баксанской нейтринной обсерватории?

— Нет тут никакого золота! — плюнули бандиты и злобно покосились на тяжело дышащего вожака.

— С чего ты взял, что оно тут есть? Пошли отсюда!

Воображение рисует, что именно этими словами закончилось вооруженное нападение на... подземную галлий-германиевую нейтринную лабораторию Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ РАН, расположенную в высокогорном районе Кабардино-Балкарии.

В середине октября минувшего года шесть горцев в камуфляже, натянув на лица черные вязаные шапочки, с “калашниковыми” наперевес захватили машиниста электровоза.

— Машинист, как главный свидетель, потом показал на следствии, что заметил у них два автомата и три пистолета, — рассказывает доктор физико-математических наук, директор обсерватории Е. Алексеев. — Еще он припомнил, что у кого-то из бандитов слышался гортанный акцент. А у кого-то — нет.

По тоннелю, почти как в метро, налетчики, понукая захваченного машиниста, проехали в глубь горы три с половиной километра. Нейтринный телескоп ведь сооружение сложное, таких в мире всего два, но об этом ниже. Бандиты стремились туда, где расположена главная пещера, святая святых, экспериментальный зал обсерватории.Их встретили два человека. Дежурный астроном, мужчина, и женщина, дежурный техник. Они попытались было объяснить, что ничего внутри горы, чем поживиться, нету. Да и зарплату ученым задерживают давно, но...

Лязгнул затвор автомата. Эхо усилило этот звук в слабо освещенном тоннеле. Хрустел гравий под толстыми подошвами армейских ботинок.

Сотрудники обсерватории поспешно отступили в экспериментальный зал, запирая за собой все двери. Не бронелюки и не сейфовые пуленепробиваемые, а обыкновенные. Бандиты крушили их ударами прикладов, только щепки летели.Очутившись в экспериментальном зале — дальше отступать было некуда, — ученые покинули помещение по вентиляционной шахте. Бандитам остался пустой зал с компьютерами, далеко не новой мебелью и всякой научной всячиной, какую ни один перекупщик не возьмет, ибо объяснить ему, что это такое и для чего, налетчики не смогли бы.Нападение кончилось ничем. “Моджахеды” приковали наручниками к электровозу заложника-машиниста. И двинули по тоннелю из горы. Не взяли даже компьютеры, тяжело показалось. Шли, потешаясь над вожаком: “А говорил, Россия там золотой запас прячет! Ха-ха!”Выйдя из тоннеля, они растворились в предрассветном тумане...

Да, со стороны вполне может показаться, что внутри горы Андырчи хранится сокровище. Да и то — сколько разговоров было всяких, когда в 1990 году создали под скалой рукотворную пещеру. А уж везли туда... И мерещились сокровища Алладина, Али-Бабы, Синдбада-морехода. Доставлены же были под каменные своды 60 тонн металлического галлия, упрятанного в горе на глубине трех с половиной километров, с помощью которого улавливаются пронизывающие Вселенную элементарные частицы — нейтрино. Они несут ученым информацию о мироздании, прежде всего о строении Солнца, ближайшей к нам звезды Галактики. Ведь пока его теоретическая модель не совпадает с данными наблюдений. И считается, что мир в конце ХХ века стоит на пороге большого открытия.

В чем причина одиннадцатилетних солнечных циклов, термоядерная ли реакция идет в центре светила или нет, какие механизмы все-таки отвечают за солнечно-земные связи, которые влияют на ноосферу Земли? Прав ли был Вернадский? Как Солнце, с учетом последних наблюдений за нейтрино, влияло сотни тысяч лет назад на происхождение жизни на планете? Кто мы, откуда, куда идем?

Конечно, этими вопросами главарь бандитов, разрабатывая операцию, не задавался. Он видел у подножия горы научный поселок, два девятиэтажных дома, котельную с высокой трубой. Внутрь горы уходит тоннель, над которым приделана буква “М” по трафарету московского метро. Московского! Какое отражение в мозгах, владеющих исключительно криминальным мышлением и мечтающих захватывать сокровища, полных зависти, вызовет такая буква в ущелье, затерянном в горах? Этим все сказано. Наверняка там что-нибудь вроде сокровищ, доставшихся когда-то Али-Бабе. Или даже оружие? Да ладно, чего думать! Внутри горы — несколько залов. И никакой охраны. Легкая добыча!

— Второй такой телескоп (не путать с оптическим прибором Галилея!) с подземными галлиевыми ловушками сооружен в Италии, на горе Гран-Сассо. Других в мире нет, — говорит сотрудник ИЯИ РАН Г. Домогацкий. — Местечко знаменито тем, что именно оттуда отряд фашистского террориста Отто Скорцени по приказу фюрера похитил диктатора Муссолини...

В порядке версии по этой ассоциации можно предположить, что шестеро налетчиков — некая разведгруппа неких теневых структур, проведшая рекогносцировку. Искавшая подходящее убежище, где бы, скажем, держать заложников. Или отсиживаться после ограблений банков и складов с оружием. Бред или нет, а время-то сами знаете какое.Такое, что этим событием высветило острую проблему безопасности удаленных научных баз и станций. В горах и лесах, в пустынях рядом с астрономами и метеорологами никаких “секьюрити” и в помине нет. Академии наук держать охрану не по карману. А из поля зрения МВД и ФСБ ученые давно выпали. Превратившись в потенциальных заложников, извините, дикарей, недалеко ушедших от неандертальцев и аж самого Отто Скорцени, чье мышление было очень далеко от вселенских категорий.Совершим небольшой научный экскурс.

Из курса школьной физики каждый уважающий себя человек помнит, что нейтрино — это такая элементарная частица, которая имеет среди всех других элементарных частиц — электронов, протонов, нейтронов и так далее — самую высокую проникающую способность. Ее не остановишь никакими свинцовыми плитами. Да что там! Она беспрепятственно пролетает через звезды и планеты!Ученому миру известны на сегодняшний день пять источников происхождения нейтрино.

Во-первых, их понемногу излучают радиоактивные элементы, разбросанные то тут, то там в земной коре. Во-вторых, они приходят из глубин космоса как свидетели Большого Взрыва, родившиеся в этом катаклизме. Еще они изучаются нейтронными звездами и черными дырами. Рождаются нейтрино и в глубине вещества обычных звезд, таких, как наше светило, наше Солнце.

Вот их-то и улавливают специальным телескопом, а мишенью в ловушке такого телескопа выступают 60 тонн металлического галлия. Этот металл очень рассеян в земной коре, добывать его трудно, поэтому он чуть дешевле золота, дороже серебра. Он похож на ртуть, но становится жидким при температуре 40 градусов Цельсия. Открыли-то его сравнительно недавно...

Так вот, влетая в шестидесятитонную массу галлия (именно столько ее нужно для полноценной химической реакции), нейтрино вызывает превращение его атомов в германий-71. Атомов последнего отыскивается с десяток, не больше. Но и они рассказывают ученым о том, что происходит в центре Солнца, откуда они прилетели. А это важно, потому что пока никто не смог заглянуть за ослепительную внешнюю поверхность нашей звезды, температура поверхности которой составляет 5760 градусов.

Теоретическая же модель Солнца, построенная современной физикой, не подтверждается данными наблюдений, по которым Земли почему-то достигает в сотни раз меньше нейтрино, чем должно бы при тех термоядерных процессах, какие мы думаем. Что идут в его центре.

Быть может, Солнце вращается так быстро, что на Землю не попадает “струя” излучения нейтрино, уходя в другом направлении?Эксперименты с галлиевыми телескопами очень сложны, ведутся десятилетиями, полученные данные составляют сокровищницу научных знаний о мироздании. Астрономы, как мы уже говорили, считают, что мир находится на пороге большого научного открытия. Прежде всего в области солнечно-земных связей. И еще — гелиобиологии. Это значит, мы точнее поймем природу землетрясений, научимся точнее их предсказывать. Как и эпидемии различных заболеваний у людей и животных. Пики и спады техногенных катастроф. Цунами и извержения вулканов. Виды на урожай и на улов рыбы, сроки путины. И почему киты иной раз стаями выбрасываются на берег...

И это только малая часть того, на что влияет огнедышащий Гелиос, несущий своими лучами тепло и поддержку всему живому на нашей родной планете!

Грех мешать ученым в их работе. Неужели же бандиты все-таки хотели завладеть галлием?— Нападавшим не откажешь в навыке совершать дерзкие налеты, — считает заведующий обсерваторией Евгений Алексеев. — Прежде всего они порезали связь, телефонный кабель. И из-под земли дежурные не могли сообщить о происходящем, вызвать помощь. Значит, предварительно худо-бедно, но была проведена разработка местности. Ведь надо знать, где проходит кабель.

Наконец, версия, которая, как говорится, у всех на устах. Мы имеем в виду тянущуюся разборку между РАН России и АО “ОХМЗГИРЕДМЕТА”. Повторимся, по современной технологии рабочим веществом российского нейтринного телескопа является редкоземельный металлический галлий, которого в обсерватории 60 тонн. В природе его месторождений нет, он рассеян по земной коре. Чтобы добыть столько чистого металла, пришлось переработать сотни, если не тысячи тонн породы. В силу этих причин стоимость галлия чуть ниже золота...

Ну ладно, “модно” его украсть, пусть не все 60 тонн, а центнер. И унести с горы в равнину. Но где найти на него покупателя?В начале 1997 года на часть галлиевого запаса посягало Минтопэнерго, объясняя это тем, что продажа металла (неизвестно и непонятно кому. — Авт.) пойдет на компенсацию задолженности зарплаты шахтерам. Ученые против: чтобы не срывать международный эксперимент, от 60 тонн нельзя отщипывать по 2—3 тонны, ибо ровно столько металла требуется по технологии наблюдений в нейтринном спектре за Солнцем. Миннауки подготовило проект постановления правительства РФ, согласованный с РАН, Минатомом, Минфином и Госкомрезервом, чтобы оставить весь галлий на пользу науки там, где он находится.

Однако летом правительство страны “для выполнения важнейших государственных заказов” поручает передать Минтопэнерго, а значит, АО “ОХМЗ ГИРЕДМЕТА” семь тонн из шестидесяти! Экономику страны, понятно, это не спасет. Быть может, поправится материальное положение у десятка-другого чиновников, а у их начальников оно поднимется на деление выше. Но это станет началом конца уникального российского научного комплекса, каким является Баксанская обсерватория. Таким образом, наносится новый удар по научному престижу России. И ученые отказываются до сих пор отгружать галлий. Инсценируется вооруженное нападение — демонстрация силы?

— Машинист рассказал потом в милиции, что слышал отдельные реплики, по которым можно судить, что неизвестные в масках проявляли повышенный интерес к галлию, искали, где он хранится, — говорит Е. Алексеев. — После налета мы, как можем, укрепляем “оборону” телескопа. Проложили запасной, “секретный” телефонный кабель. При въезде в тоннель организовали своими силами как бы пост вневедомственной охраны...

Реакция в мире на происходящее на Баксане? Еще до нападения, узнав, что на работающий на мировую науку российский галлиевый запас точат зубки коммерческие структуры Минтопэнерго, посольства Франции, США, Италии и Германии направили ноты в МИД РФ, где выразили озабоченность судьбой галлий-германиевого эксперимента на Баксанской нейтринной обсерватории. 13 ученых из США и Европы, среди которых 4 нобелевских лауреата и сам президент Национальной академии США Франк Пресс, направили свои телеграммы и письма в поддержку российских коллег.

Встает вопрос, кому выгодно такими инцидентами, вызывающими широкий резонанс в научном мире, так подставлять действующее правительство? Тому, кто кричит, что оно во всем виновато — в развале государства и экономики. Если так, стоит ли идти у них на поводу? После нашумевшего в конце прошлого года “дела писателей” (Анатолия Чубайса и его единомышленников по процессу приватизации в России) сменилось руководство в Минтопэнерго.

С прежним министром топлива и энергетики противостояние астрофизиков-нейтринщиков достигало смертельного, прямо-таки термоядерного накала. В коридорах Института ядерных исследований РАН авторы слышали, как кое-кто из них от отчаяния готов будет пойти даже на акт самосожжения, если от галлиевого сокровища “отщипнут” тонну-другую! На грани безумия это можно понять: под угрозой дело всей жизни ученого...

Хочется верить, что новый министр пересмотрит позицию своего ведомства. А правительство России ослабит “галлиевый прессинг” и усилит финансовую поддержку уникального международного эксперимента. Можно и не в баксах, которые пока на Баксане не ходили, а российскими, деноминационными...

Андрей ФИЛИППОВ, Наталья ШНЫРЕВА.

03.06.98

Автор Андрей Филиппов
Андрей Филиппов — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Последние материалы