В декабре 2001 Г. Энергетики отмечают 45-ю годовщину создания Единой Энергетической системы России

В декабре 2001 г. энергетики отмечают 45-ю годовщину создания Единой Энергетической системы России — высокоавтоматизированного комплекса, который обеспечивает централизованное управление процессами производства, передачи и распределения электроэнергии. С помощью Единой Энергетической системы в 1956 г. была решена важнейшая задача — объединение страны в единое экономическое пространство, организация связи между разрозненными до того экономическими районами. Единая энергосистема дала возможность лучше использовать резервы энергии, обеспечить их перетоки из регионов, где в данный час суток необходима меньшая мощность, в те регионы, где требуется ее увеличение. В результате были созданы условия для развития экономики страны при меньших капитальных затратах, более оптимального использования топлива и заметного улучшения показателей работы электроэнергетики.

РАО «ЕЭС России» встречает 45-летие Единой Энергетической системы, обеспечивая ее надежную работу и высокий уровень главного показателя качества электроэнергии — частоту электрического тока. В 2001 г. Единая энергосистема отработала с нормативной частотой электрического тока 100% календарного времени, при этом среднее значение частоты тока составило 50,00 Гц (нормативная частота электрического тока — 49,8-50,2 Гц). Такого соответствия стандартам качества, как в 2001 г. не удавалось достичь в течение последних 6 лет.

Энергосбытовая деятельность. В 2001 г. в РАО «ЕЭС России» завершилась масштабная работа по реформированию энергосбытовой деятельности АО-энерго. 100%-ная оплата энергоресурсов денежными средствами стала повседневной практикой в работе подавляющего большинства АО-энерго.

По итогам 10 месяцев 2001 г. общий уровень оплаты энергии денежными средствами в РАО «ЕЭС России» составил 103% (для сравнения — за 10 месяцев 2000 г. — 77%). В 55 АО-энерго удалось обеспечить уровень реализации энергии свыше 100% на протяжении 10 и более месяцев. В результате дебиторская задолженность потребителей перед РАО «ЕЭС России» за 10 месяцев 2001 г. снизилась на 14% и на 1 ноября 2001 г. составила 96,5 млрд. руб. (для сравнения: на 1 ноября 2000 г. — свыше 123 млрд. руб.). При этом задолженность потребителей, финансируемых из Федерального бюджета, снизилась с 12 млрд. руб. до 4,5 млрд. руб., т.е. более чем в 2,5 раза.

Ряду АО-энерго удалось добиться радикального снижения задолженности потребителей. В 6 АО-энерго полностью ликвидирована накопленная дебиторская задолженность. Уровень текущей задолженности в этих энергокомпаниях меньше, чем стоимость объема энергопотребления за 1 месяц. Еще в 28 энергосистемах уровень дебиторской задолженности составляет от 1 до 3 мес.

Внедрение современных бизнес-процедур. Укрепление платежной дисциплины в 2001 г. сопровождалось внедрением в РАО «ЕЭС России» современных бизнес-процедур, которые способствовали повышению прозрачности и эффективности финансовой структуры холдинга:

Бюджетирование;

Раздельный учет по видам деятельности;

Бизнес-планирование; Система корпоративного управления;

Международные стандарты финансовой отчетности;

Международный аудит.

В 2001 г. в РАО «ЕЭС России» началась реализация Программы управления издержками, направленной на экономию затрат во всех компаниях холдинга. За 9 месяцев 2001 г. фактическая экономия затрат в целом по РАО «ЕЭС России» составила 8,5 млрд. руб. Наибольших результатов достигли АО «Рязанская ГРЭС» (244 млн. руб.), АО «Свердовэнерго» (126 млн. руб.), АО «Пермская ГРЭС» (107 млн. руб.), АО «Пермьэнерго» (65 млн. руб.), АО «Красноярская ГРЭС» (42 млн. руб.).

Финансовые результаты холдинга (по российским стандартам бухгалтерского учета). По итогам 9 мес. 2001 г. прибыль холдинга РАО «ЕЭС России» от финансово-хозяйственной деятельности составила 42,3 млрд. руб., что на 5 млрд. руб. больше, чем в целом за 2000 г. Чистая прибыль холдинга за 9 мес. 2001 г. — 15,2 млрд. руб., что в 1,5 раза выше, чем за весь 2000г.

В результате по итогам 9 мес. 2001 г. рентабельность активов РАО "ЕЭС России" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 2,6 процентных пункта и составила 5,9%, рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,8 процентных пункта (до 6,5%), отдача долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений увеличилась более, чем в 2 раза. Почти в 2 раза снизился средний срок оборота дебиторской и кредиторской задолженностей.

Налоговые платежи. В 2001 г. объем налоговыхплатежей РАО «ЕЭС России» в Федеральный бюджет увеличился в 2 раза по сравнению с 2000 г. — с 20,8 до 41 млрд. руб. (ожид.). Отчисления в местные бюджеты по сравнению с прошлым годом увеличились на 32,8% — с 18,8 до 25 млрд. руб (ожид.). При этом налоговые платежи в бюджеты всех уровней в 2001 г. осуществляются на 100% денежными средствами.

Помимо своевременного и полного перечисления текущих платежей в бюджеты всех уровней, предприятия РАО «ЕЭС России» погашают накопленную ранее задолженность. На сегодняшний день 8 из 101 генерирующих АО энергетики не имеют задолженности перед федеральным бюджетом, 78 завершили процедуру реструктуризации задолженности, 14 оформляют в налоговых органах решения о реструктуризации долгов. Головная компания РАО «ЕЭС России» после реструктуризации задолженности на сумму 5,8 млрд. руб. не имеет неурегулированных долгов перед Федеральным бюджетом.

Расчеты с поставщиками топлива и энергии с ФОРЭМ. Финансовое оздоровление энергокомпаний позволило радикально улучшить расчеты с поставщиками газа, угля и нефтепродуктов. С начала 2001 г. поставки топлива оплачиваются на 100% денежными средствами. При этом впервые за последние годы энергопредприятия не только полностью рассчитываются за текущие поставки, но и погашают ранее накопленные долги. За 10 мес. 2001г. задолженность за топливо снизилась на 21,7% или на 11,5 млрд. руб. При этом за указанный период цены на уголь увеличились на 47%, на газ — на 20%.

Кроме того, в 2001 г. РАО "ЕЭС России" значительно улучшило платежную дисциплину на Федеральном рынке электрической энергии (мощности). Общий уровень расчетов за поставленную энергию на ФОРЭМ за 10 мес. т.г. составил 102%, в т.ч. — 91% — денежными средствами (для сравнения: в 2000 г. доля денежных средств в расчетах на ФОРЭМ — 56%). При этом существенно вырос уровень оплаты поставок концерна «Росэнергоатом» — 100% по итогам 10 мес. 2001 г. Нынешнее состояние расчетов с поставщиками ФОРЭМ тем более показательно, что еще несколько лет назад денежные расчеты на оптовом рынке энергии практически отсутствовали. Так, в 1998 общий уровень расчетов на ФОРЭМ составлял 88%, в т.ч. «живыми» деньгами — 9%.

Подготовка к зиме 2001-2002 гг. Кардинальное улучшение расчетов за топливо позволило РАО «ЕЭС России» обеспечить самый высокий за последние 5 лет уровень запасов угля и мазута. Впервые за последние годы запасы топлива во всех АО-энерго к началу осенне-зимнего максимума соответствовали нормативным заданиям или превышали их.

По состоянию на 17 декабря т.г. запасы угля в РАО «ЕЭС России» составляют 21,8 млн. тонн, что почти на 40% выше планового задания, установленного Правительством РФ, и в 1,7 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года. Запасы мазута — 3,3 млн. тонн, что на 8% выше плана и в 1,2 раза выше уровня прошлого года. Согласованные лимиты поставок газа в IV квартале 2001 г. составляют 43,3 млрд. куб. м., что почти на 1 млрд. куб. м. выше фактического уровня поставок в аналогичном периоде 2000 г.

Также впервые за последние 10 лет 100% предприятий РАО «ЕЭС России» получили паспорта готовности к ОЗМ не только по топливу, но и по технологическим характеристикам. Уровень выполнения годовой программы ремонтных работ на 1 декабря 2001 г. существенно выше, чем в 2000 г. Финансирование ремонтных работ в 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличилось на 19% и достигло 27,7 млрд. руб. При этом задолженность предприятий холдинга перед поставщиками материально-технических ресурсов и подрядчиками работ в течение 2001 г. снизилась на 24% (почти на 4 млрд. руб.).

Кредитная политика. Финансовое оздоровление энергокомпаний РАО «ЕЭС России» и 100%-ный сбор платежей с потребителей в 2001 г. впервые позволили привлечь кредитные ресурсы для оперативной ликвидации сезонного разрыва финансирования подготовки к ОЗМ. Общая сумма кредитов Сберегательного банка России, полученных энергокомпаниями, превысила 2,7 млрд. руб. Кроме того, АО-энерго привлекли кредитные средства других банков на сумму 865 млн. руб. Из собственных средств РАО «ЕЭС России» выделен кредит АО «Дальэнерго» в размере 100 млн. руб.

Антикризисный штаб РАО «ЕЭС России» и «проблемные» регионы. Полноценная подготовка к зиме «проблемных» энергосистем Дальнего Востока и ряда других — результат работы Антикризисного штаба РАО «ЕЭС России» (создан в июле 2001 г.). Он осуществляет ежедневный оперативный контроль за поставками топлива и финансовым состоянием энергокомпаний. Руководителем АКШ является Председатель Правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, заместителем руководителя — заместитель Председателя Правления РАО Михаил Абызов.

Главный результат работы АКШ — зимой 2001-2002 гг. в РАО «ЕЭС России» нет энергосистем, проблемных с точки зрения топливообеспечения. Энергокомпании в регионах, ранее относившихся к числу «критических», обеспечены топливом на 100% и более. В частности, по энергосистемам Дальнего Востока запасы угля на 17 декабря составляют 2,6 млн. тонн, что на 16% выше планового задания. Фактический объем твердого топлива, накопленного в регионе, в 3 раза (т.е. на 1,8 млн. тонн) превышает уровень прошлого года. Запасы мазута в энергосистемах Дальнего Востока составляют 153 тыс. тонн, что на 3% выше плана текущего года и в 2,5 раза выше запасов в аналогичном периоде 2000 г.

Значительная роль в подготовке к зиме ранее проблемных энергосистем принадлежит управляющим компаниям. Это высококвалифицированные менеджерские команды, получившие в управление ряд энергокомпаний, объединенных по территориальному признаку.

Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания;

Дальневосточная управляющая энергетическая компания;

Северная управляющая энергетическая компания;

Управляющая компания «ЕСН-Энерго»;

Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад»;

Кавказская энергетическая управляющая компания.

Эффективная работа управляющих компаний по решению финансовых проблем АО-энерго позволила нормализовать текущую деятельность энергосистем таких регионов, как Ульяновская и Архангельская области и Приморский край.

РАО "ЕЭС России" полностью исключает возможность возникновения кризисов в зоне ответственности «Большой» энергетики. В то же время, свыше 60% тепловой энергии в Российской Федерации вырабатывается на объектах жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в ведении местных властей. При этом в ряде регионов России подготовка ЖКХ к зиме проходила неудовлетворительно. На сегодняшний день запасы топлива на объектах ЖКХ некоторых субъектов Федерации составляют от 25 до 40% планового задания. При этом уровень выполнения ремонтных работ в сфере ЖКХ существенно отстает от необходимого. В результате неготовности к зиме объектов коммунальной энергетики в декабре т.г. без теплоснабжения оставался ряд жилых домов в Сахалинской области, Якутии, Хабаровском и Красноярском краях, Мордовии и др. Предприятия РАО «ЕЭС России» оказывают техническую помощь коммунальщиками в устранении проблем с подачей тепла в жилые дома.

Тарифная политика. При действующих тарифах на энергию 11 АО-энерго закончат 2001г. с убытками, 13 АО-энерго — с минимальной рентабельностью (менее 5%). Средняя рентабельность производства в энергетике составит 10,6%. При этом в ряде регионов энерготарифы по-прежнему отстают от экономически обоснованного уровня. Наиболее сложная ситуация с тарифным регулированием складывается в Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Архангельской, Амурской, Сахалинской областях и Чукотском АО. Таким образом, до сих пор не ликвидированы базовые причины энергокризисов в этих регионах — заниженные тарифы, которые не могут обеспечить нормальное функционирование энергосистем.

Между тем, решение Правительства РФ о повышении в 2002 г. тарифов на энергию на 35% означает, что средняя рентабельность производства в РАО «ЕЭС России» снизится до 9,4%, а число убыточных и низкорентабельных АО-энерго возрастет — до 17 и 38 соответственно.

Инвестиционная деятельность. В 2001 г. за счет целевых инвестиционных средств РАО "ЕЭС России" на финансирование капитального строительства было направлено около 10 млрд. руб. При этом РАО «ЕЭС России» практически полностью перешло на финансирование инвестиционных проектов денежными средствами, что привело к снижению стоимости строительных работ, закупок оборудования и материалов. Значительную экономию средств удалось обеспечить и за счет введения тендеров на поставку материально-технических ресурсов и подрядные работы. Если в течение 1997-2000 гг. было проведено всего 4 тендера с экономическим эффектом 65,5 млн. руб., то в 2001 г. было проведено 13 тендеров, суммарный экономический эффект от которых составил 316,5 млн. руб.

Это позволило РАО «ЕЭС России» продолжить ввод новых энергообъектов, в т.ч. 2-го блока Харанорской ГРЭС (мощность 215 МВт.) и 2-го блока Ирганайской ГЭС (107 МВт.), завершить строительство 1-го блока Мутновской Геотермальной электростанции на Камчатке (25 МВт.), которая будет использовать геотермальные ресурсы полуострова. В 2001 г. РАО «ЕЭС России» продолжало финансирование строительства ряда крупных генерирующих и сетевых объектов: Бурейской ГЭС, Богучанской ГЭС, ВЛ 400 кВ Выборг-Госграница, ВЛ 500 кВ Приморская ГРЭС-Хабаровская с ПС 500 кВ Хехцир и др.

Также в 2001 г. завершено строительство стратегически важных электросетевых объектов: ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС-Буденновск, ВЛ 500 кВ Петровск — Забайкальский — Чита и реконструкция ПС-330 кВ Окуловская и ПС 500 Красноярская.

Для привлечения в энергетику отечественных и иностранных инвестиций в РАО «ЕЭС России» разработана Программа «5000 МВт». Она включает в себя 10 инвестиционных проектов, в т.ч. новое строительство и реконструкцию энергомощностей.

Экспорт. В 2001 г. РАО «ЕЭС России» начало постепенно увеличивать объемы экспортных поставок электроэнергии платежеспособным контрагентам. По прогнозным данным, общий объем экспорта по итогам 2001 г. составит 18,5 млрд. кВт.ч., в т.ч. в страны дальнего зарубежья — 8,8 млрд. кВт.ч. По сравнению с 2000 г. общий объем экспорта РАО «ЕЭС России» увеличился на 4,4 млрд. кВт.ч., причем рост, в основном, обеспечен увеличением поставок в страны дальнего зарубежья (на 3,3 млрд. кВт.ч.).

Главное условие возобновления экспорта и увеличения объема поставок в страны СНГ на 1,1 млрд. кВт.ч. — полная текущая оплата и снижение задолженности этих государств перед РАО «ЕЭС России». С начала 2001 г. РАО «ЕЭС России» удалось сократить задолженность Украины с 54,7 млн. долл. до 39,7 млн. долл., Казахстана — с 414,3 млн. долл. до 296 млн. долл., Белоруссии — с 22,2 млн. долл. до 9 млн. долл. В целом, за 9 мес. 2001 г. долги стран ближнего зарубежья перед РАО «ЕЭС России» уменьшились на 146 млн. долл.

Реформирование РАО «ЕЭС России» и корпоративное управление. 11 июля т.г. Правительство РФ приняло Постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ». 3 августа 2001 г. был утвержден «План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ». В соответствии с этими документами началась реализация первого этапа реформирования РАО «ЕЭС России»: Совет директоров РАО «ЕЭС России» принял решение о создании Федеральной сетевой компании (ФСК), состоялось учредительное собрание и выборы руководящих органов Администратора торговой системы оптового рынка (АТС), началось рассмотрение проектов реформирования АО-энерго. Кроме того, РАО «ЕЭС России» представило в Министерство экономического развития и торговли РФ предложения по критериям формирования генерирующих компаний и их примерный перечень.

В 2001 г. руководство РАО «ЕЭС России» уделяло особое внимание внедрению в компании международных стандартов корпоративного управления. В Устав РАО «ЕЭС России» были внесены поправки, расширяющие полномочия общего собрания акционеров и Совета директоров РАО «ЕЭС России». В ноябре 2001 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил предложенный Правлением Кодекс корпоративного управления, в основу которого положены принципы корпоративного управления, принятые странами-участниками Организации экономического сотрудничества и развития. Для обеспечения интересов различных групп акционеров в ходе подготовки и реализации процессов реформирования в РАО «ЕЭС России» создан специальный Комитет по вопросам реформирования при Совете директоров РАО «ЕЭС России» под руководством независимого члена Совета директоров Дэвида Херна. В функции Комитета входит предварительное рассмотрение и проработка выносимых на заседания Совета директоров общества вопросов, касающихся реформирования РАО «ЕЭС России».

В результате менеджменту РАО «ЕЭС России» удалось обеспечить баланс интересов различных групп акционеров и убедить их в необходимости реформирования холдинга. Подтверждением этого является устойчивая тенденция роста капитализации РАО «ЕЭС России», проявившаяся после принятия Правительством РФ решения о структурной реформе электроэнергетики. Совершенствование корпоративного управления также позволило РАО «ЕЭС России» стать лауреатом конкурса Российского Союза Промышленников и Предпринимателей и Торгово-Промышленной палаты России «Лучшие российские предприятия-2001» сразу в двух номинациях — «Самая открытая компания» и «Лучшее предприятие-эмитент российского фондового рынка».

Департамент по работе со средствами массовой информации

РАО «ЕЭС России»

Обсудить