Предложения РАО «ЕЭС России» по критериям формирования генерирующих компаний направлены в Министерство экономического развития и торгов

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 1040-р, утвердившим План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ от 03.08.2001 г. №1040, РАО «ЕЭС России» направило в Министерство экономического развития и торговли предложения по критериям формирования генерирующих компаний.

Эти предложения направлены также Председателю Совета директоров РАО «ЕЭС России» А.С.Волошину и члену Совета директоров РАО «ЕЭС России», Председателю Комитета по вопросам реформирования при Совете директоров Д.Херну.

Далее в соответствии с корпоративными процедурами РАО «ЕЭС России» они будут рассмотрены на заседании Комитета по вопросам реформирования при Совете директоров РАО «ЕЭС России» и в последующем Советом директоров РАО ЕЭС.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» порядок формирования генерирующих компаний будет закреплен в Постановлении Правительства РФ и будет обеспечен через представителей государства в Совете директоров РАО «ЕЭС России».

В качестве критериев формирования генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии РАО «ЕЭС России» предлагает рассмотреть следующие:

I. Критерии, ограничивающие возможности генерирующих компаний по манипулированию ценой на рынке электрической энергии

1. Суммарная величина установленной мощности электростанций, включаемых в состав каждой из генерирующих компаний, должна определяться исходя из требований ограничения рыночной концентрации производства электроэнергии у отдельных компаний, определяемой с использованием показателей рыночной концентрации, общепринятых в общемировой практике антимонопольного регулирования.

Определение показателей рыночной концентрации необходимо проводить с учетом долей отдельных генерирующих компаний в производстве электроэнергии в отдельных ценовых зонах оптового рынка (территориях, где купля-продажа электрической энергии осуществляется в условиях существенных технологических ограничений по передаче электрической мощности).

2. Не допускается создание генерирующих компаний, включающих в себя все ценообразующие электростанции (последняя электростанция, отобранная в процессе экономического распределения нагрузки в соответствующий час суток на оптовом рынке электроэнергии, по ценовой заявке которой определяется цена электроэнергии на рынке в этот час), расположенные в одной ценовой зоне оптового рынка электрической энергии.

3. Примерная конфигурация ценовых зон оптового рынка электрической энергии для оценки показателей рыночной концентрации и состав ценообразующих электростанций должны определяться на основе моделирования условий работы электростанций на будущем оптовом рынке электроэнергии.

II. Критерии, обеспечивающие равные стартовые условия деятельности генерирующих компаний на рынке электрической энергии

4. Должна быть обеспечена сопоставимость и достаточность экономического потенциала создаваемых генерирующих компаний. С этой целью необходимо обеспечить:

- примерное выравнивание суммарной установленной мощности электростанций, включаемых в состав каждой из генерирующих компаний. При этом с целью обеспечения роста инвестиционного потенциала создаваемых генерирующих компаний следует избежать формирования мелких неконкурентоспособных компаний;

- примерное выравнивание расчетной суммарной годовой прибыли каждой из генерирующих компаний, определяемой при различных внешних условиях их функционирования (цен на топливо и др.) на будущем моделируемом оптовом рынке электроэнергии.

5. Должна быть обеспечена сопоставимость возрастной структуры производственных мощностей генерирующих компаний с примерным выравниванием показателей износа основного технологического оборудования электростанций в среднесрочной перспективе (в 2003 году) и средневзвешенного года ввода 1 мегаватта установленной электрической мощности компаний.

III. Критерии, обеспечивающие надежное функционирование электроэнергетического комплекса

6. Крупные гидравлические электростанции включаются в состав отдельных (без тепловых генерирующих мощностей) гидрогенерирующих компаний. При этом гидравлические электростанции одного каскада, функционирующие в условиях существенной технологической зависимости друг от друга, должны включаться в состав одной генерирующей компании.

7. Состав электростанций генерирующих компаний должен обеспечивать надежную работу этих компаний в первоначальный период их функционирования и запуска конкурентного оптового рынка электроэнергии.

На основании предлагаемых критериев формирования генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии РАО ЕЭС составило примерный вариант перечня из 10 компаний, объединяющих 48 станций:

№ Название станции

1-я генерирующая компания

1 Веpхне-Тагильская ГРЭС

2 Нижневартовская ГРЭС

3 Уренгойская ГРЭС

4 Ириклинская ГРЭС+ГЭС

5 Пермская ГРЭС

6 ГРЭС-4 (Кашиpская)

2-я генерирующая компания

1 Псковская ГРЭС

2 Ставропольская ГРЭС

3 Троицкая ГРЭС

4 Сургутская ГРЭС-1

5 Сеpовская ГРЭС

3-я генерирующая компания

1 Костромская ГРЭС

2 Черепетская ГРЭС

3 Печорская ГРЭС

4 Южно-Уpальская ГРЭС

5 Харанорская ГРЭС

6 Гусиноозерская ГРЭС

4-я генерирующая компания

1 ГРЭС-5 (Шатуpская)

2 Смоленская ГРЭС

3 Яйвинская ГРЭС-16

4 Сургутская ГРЭС-2

5 Березовская ГРЭС-1

5-я генерирующая компания

1 Невинномысская ГРЭС

2 Рефтинская ГРЭС

3 Сpедне-Уpальская ГРЭС

4 Конаковская_ГРЭС

6-я генерирующая компания

1 Рязанская ГРЭС

2 ГРЭС-24 (Рязанская МГДЭС)

3 Новочеркасская ГРЭС-1

4 Киришская ГРЭС

5 Красноярская ГРЭС-2

6 Чеpеповецкая ГРЭС

7-я генерирующая компания (Волжско-Камский каскад ГЭС)

1 Волжская ГЭС

2 Нижегородская ГЭС

3 Каскад Верхне-Волжских ГЭС

4 Волжская ГЭС (им.Ленина)

5 Саратовская ГЭС

6 Чебоксаpская ГЭС

7 Камская ГЭС

8 Воткинская ГЭС

8-я генерирующая компания (ГЭС Сибири и Дальнего Востока)

1 Саяно-Шушенская ГЭС

2 Новосибирская ГЭС

3 Зейская ГЭС

9-я генерирующая компания (ГЭС Северного Кавказа)

1 Зарамагские ГЭС

2 Зеленчукские ГЭС

3 КаббалкГЭС

4 Сулакэнерго (Ирганайская ГЭС)

10-я генерирующая компания

1 Загорская ГАЭС

РАО ЕЭС также составило примерные перечни пакетов акций электростанций, принадлежащих РАО «ЕЭС России», и имущественных комплексов электростанций, принадлежащих РАО «ЕЭС России» и дочерним акционерным обществам РАО «ЕЭС России» без образования юридического лица, которые планируется передать в соответствии с законодательством РФ в оплату уставного капитала генерирующих компаний.

В РАО «ЕЭС России» подчеркнули, что этот перечень и состав генерирующих компаний носит предварительный характер. После рассмотрения и утверждения Правительством критериев формирования генерирующих компаний, перечня и состава генерирующих компаний все операции с акциями и имущественными комплексами дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России» будут проводится в соответствии с Принципами осуществления операций с капиталом дочерних и зависимых обществ, утвержденными Советом директоров 28 сентября 2001 г.:

1. Обязательность наличия независимой оценки при передаче активов.

2. Предоставление миноритарным акционерам возможности вносить предложения по найму оценщиков из числа фирм, аккредитованных при РАО «ЕЭС России», или из международно-признанных оценочных компаний.

3. Использование рыночных цен на основании независимой оценки при проведении процедур обмена, консолидации или выкупа акций; для неликвидных бумаг - использование не менее двух различных методов оценки.

4. В случае продажи активов - соблюдения конкурентного принципа продажи активов, включая ценные бумаги.

5. Предоставление акционерам ДЗО возможности пропорционального участия в учреждении дочерних обществ совместно с муниципалитетами или иными лицами, с оплатой участия денежными средствами или акциями реформируемых ДЗО.

6. Публичность и равенство условий для всех акционеров при проведении выкупов ценных бумаг, конвертации ценных бумаг, распределении активов и выплате компенсаций.

7. Обеспечение при осуществлении реформирования АО-энерго (в случаях разделения) сохранения структуры акционерного капитала и размеров пакетов акций каждого акционера в создаваемых акционерных обществах.

8. Неснижение уровня обеспеченности кредиторской задолженности при проведении реформирования ДЗО.

9. Публичное раскрытие информации, объявление конкурсов, аукционов и размещений ценных бумаг, раскрытие намерений по совершению сделок и условий совершенных сделок.

Департамент по работе со средствами массовой информации

РАО «ЕЭС России»