От многого немножко - не воровство, а делёжка

В стенах Госдумы с приходом новых депутатов в буфетах началось массовое воровство чайных ложек и вилок
Жалко мне депутатов, рвались в Думу, платили сумасшедшие деньги (по разным оценкам сумма расходов на избирательную компанию отдельно взятого депутата составляет 4-5 млн. долларов), которые, между прочим, отрабатывать придется, и на тебе. Пройдя сквозь все тернии, новоиспеченный депутат, уверовавший в то, что он сорвал Джек-пот и на ближайшие четыре года (а может и больше, как пойдет) его материальному благополучию ничего не угрожает, сталкивается с суровой реальностью: все кормушки уже загодя разобраны, а ему родимому ничего не досталось.

Мимо него течет безликая масса таких же как он обиженных депутатов, на лицах которых написано уныние. И тогда он крикнул: Это надувательство. Но никто его не услышал, лишь эхо заметалось от смертного крика.

В последние полгода на лоббистком фронте произошли коренные перемены. После дела ЮКОСа, которому, кстати, неформально инкриминировали, прежде всего, желание "купить всю Думу" и контролировать законодательную работу, лоббисты сильно поутихли. Кроме того, избрание новой Думы, уже показавшей, что умеет голосовать "как надо", сама схема лоббизма претерпит существенные изменения.

По мнению директора международного центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International-R Елены Панфиловой, "с формированием новой Думы с большинством "Единой России" ни о каком лоббизме по основному пакету правительственных законов говорить не приходится". В старой Думе правительственных законопроектов было около половины. Теперь, по словам одного из сотрудников Белого дома, количество их наверняка увеличится до двух третей и выше, а рынок услуг по их написанию, понятное дело, тоже переместится ближе к Белому дому.

Михаил Делягин, считает, что "если раньше главным было внести сам проект закона, то теперь основным станет крючкотворство — внесение поправок и уточнений в продавливаемые президентом и правительством законопроекты".

То есть лоббизм в сфере законотворчества, конечно же, останется, но при этом станет изощреннее, а значит — дороже. Причем основная борьба перенесется из ставшей никому не интересной Госдумы в правительство. А одним из основных инструментов для игроков как раз станут специализирующиеся на законотворчестве эксперты — юристы и экономисты. Способные несколькими удачными и заметными только для узкого специалиста поправками в формулировках подкорректировать смысл законопроекта в "нужную" сторону.

Некоторые эксперты считают, что в связи с этим рынок профессиональных авторов законодательных актов несколько сократится, а ряд работающих на нем людей либо "уйдет из профессии", либо перейдет на госслужбу. Другие же полагают, что лоббисты быстро придут в себя и найдут возможности для применения своих навыков. Например, сосредоточив усилия на защите интересов средних компаний или региональных элит. А цены на их услуги либо останутся на прежнем уровне, либо увеличатся. Ведь, с одной стороны, теперь от них будет требоваться более высокая квалификация, а с другой — так как правительственные заказы придется выполнять за явно небольшие деньги, коммерческим структурам нужно будет возмещать этим профессионалам "упущенную выгоду", пишет "Профиль".

Депутаты не хотят работать за идею

Карманная Дума, исправно штампующая законы — вот что нужно Кремлю. Думское большинство не против уготованной им роли, но за идею работать не хотят, стимула нет. Зарплату повысили по минимуму (обидно, слушай), в общем, тоска, да и только. Но в Кремле посчитали, что этого недостаточно, механизм принятия решений должен стать максимально открытым (для АП), а главное — высокоскоростным. Сказано — сделано: в середине февраля спикер нижней палаты парламента и член президентского совета по борьбе с коррупцией Борис Грызлов предложил в течение двух недель создать в Думе специальный отдел по анализу законопроектов на предмет их коррупционности. Положительная виза этого управления, по мысли Грызлова, должна была стать "необходимым условием" для дальнейшего прохождения любых документов. А зампред Думы "единоросс" Олег Морозов заверял, что новация поможет и "пресечению лоббизма".

Однако вместо отдела Дума создала комиссию по противодействию коррупции, решения которой будут носить рекомендательный характер (прокол куратора из АП). В новый орган вошло 15 человек — десять "единороссов", два члена фракции КПРФ и по одному от ЛДПР, "Родины" и независимых депутатов. Среди борцов с коррупцией преобладают бывшие сотрудники силовых органов (без комментариев).

Так, председателем комиссии назначен бывший сотрудник УФСБ по Челябинской области, первый зампред думского комитета по безопасности Михаил Гришанков из "Единой России". Его заместителем стал экс-начальник УФСБ по Ростовской области "единоросс" Валерий Дятленко. Фракцию представляют, кроме того, ее первый зампред и секретарь генсовета "Единой России" Валерий Богомолов, которого источники в партии называют близким знакомым президента Владимира Путина еще со времен работы в разведке. От "единороссов" - силовиков в комиссию также вошли бывший министр внутренних дел Анатолий Куликов, бывший командующий войсками Московского округа внутренних войск Аркадий Баскаев, бывший начальник УВД Курской области Алексей Волков, бывший сотрудник УФСБ по Свердловской области Игорь Баринов и бывший вице-президент по безопасности НПО "Космос" Владимир Стальмахов. Бороться с коррупцией "партия власти" отправила и двоих штатских — журналиста Александра Хинштейна и бывшего спикера Смоленской областной думы Сергея Антуфьева. КПРФ делегировала бывшего сотрудника Генпрокуратуры СССР Виктора Илюхина, возглавлявшего думский комитет по безопасности в 1995 — 1999 гг., и экс-председателя совета директоров Уральского трубного завода Николая Езерского. От "Родины" бороться с коррупцией будет бывший начальник аналитического управления КГБ СССР Николай Леонов, а от ЛДПР — первый замруководителя фракции Егор Соломатин. Независимых депутатов станет представлять Николай Гончар, заседающий в Думе уже третий срок.

Эксперты не исключают, что комиссия может стать всего лишь очередной лоббистской "инстанцией". "Намерение доброе. Понятно, что один из главных источников коррупции — усложненный порядок регламентации тех или иных действий в сфере экономики. Однако неясно, как появление такой комиссии скажется на реальном регламенте работы Думы. Первая опасность — замедлится законотворческий процесс, — сказал корреспонденту газеты "Время новостей" заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко. — Вторая опасность в том, что как только появляется контрольная функция, появляется и новая опасность коррупции. Зачастую подобные усложнения создаются намеренно. Человек, сидящий на контроле коррупционеров, сам подвергается опасности оказаться в их стройных рядах".

Сергей Жаворонков из Института экономики переходного периода считает, что преобладание в комиссии силовиков изначально создает ей малопривлекательный имидж. "Общеизвестно, что силовые структуры сильно коррумпированы и не пользуются доверием населения", — поясняет Жаворонков. По мнению президента фонда "ИНДЕМ" Георгия Сатарова, результативность работы комиссии будет зависеть от того, насколько профессиональных экспертов она пригласит для помощи в своей работе и насколько депутаты будут настроены их слушать. При этом, полагает эксперт, если комиссия все же начнет работать эффективно, "у нее появится много недоброжелателей". Один из депутатов Госдумы, избранный при поддержке крупной сырьевой компании, сомневается в том, что комиссии удастся выработать "внятные" критерии коррупционности законодательства. "Пока вся эта затея больше похожа на PR", — убежден депутат. А Алексей Макаркин из Центра политических технологий не исключает попыток конфликтующих групп лоббистов использовать комиссию для блокирования инициатив оппонентов.

От большого немножко не воровство, а дележка

В стенах Госдумы с приходом новых депутатов в буфетах началось массовое воровство чайных ложек и вилок. Стоимость пропавших приборов высчитывают из зарплаты буфетчиц, и работницы недоумевают, зачем обеспеченным российским парламентариям понадобилось воровать столовые приборы.

"Раньше за неделю у нас пропадало 6 — 7 ложек, теперь таскают по 30 — 40 и штук по 15 вилок. Соль, кстати, тоже тащат", — рассказала "Комсомольской правде" пожилая уборщица главного думского буфета. — На складе уже не осталось запасов. Вот, видите, у нас появились одноразовые пластмассовые ложки. Такого не было за всю историю Госдумы! Чашки и тарелки тоже тащат. Но их можно списать как бой. А приборы из металла списанию не подлежат".

Не помогает даже объявление: "Просьба не выносить столовые приборы и посуду". В буфете поменьше аналогичная "листовка" провисела недолго. После того как кто-то из депутатов возмутился, буфетчицы объявление послушно сняли.

Согласно табелю оснащения кабинетов, помимо стола, кресел и другого хозинвентаря, депутаты имеют право на ложки персональные. Рядовым полагается по 4 штуки, начальникам — по 6. Простым депутатам не положено, однако, иметь рюмки. Председатель комитета может претендовать всего лишь на 6 рюмок, а те, кто повыше, уже на 12 и по стольку же фужеров и бокалов. Плюс стаканы. У начальников они хрустальные, а у рядовых — стеклянные. В кабинете вице-спикера Георгия Бооса ложки полагаются, а вилки — нет.

Предметы госсимволики тоже выдаются по ранжиру. Спикеру, его замам и главам фракций — российский флаг и карта страны, председателям комитетов — только карта, а обычным избранникам не дают ни того, ни другого. В табеле оснащения кабинетов имеется предмет под названием "полоскательница"; он полагается каждому депутату. Сами парламентарии не знают, для чего он нужен.

"Зубы я всегда чищу дома по утрам, и полоскательница мне не нужна. И вообще ни на что казенное я не надеюсь. Даже туалетную бумагу покупаю сам", заявил Николай Харитонов. "Депутат не енот, полоскать ему ничего не надо. А то, что у нас пропадают ложки, меня не удивляет. В Думе бывает много всякого народа. Ходит кто попало. Могут и ковер скатать и унести", пожаловался председатель комиссии по этике Геннадий Райков.

По-настоящему серьезностью проблемы пропажи ложек проникся лишь замглавы Комитета по регламенту Сергей Глотов. Он обещал разобраться, несмотря на то, что уже "списал" воровство на третьих лиц. По его версии, ложки тащат гости депутатов, но не потому, что им нечем кушать, а исключительно в качестве сувениров, которых в Госдуме катастрофически не хватает.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *