Иосиф и его сны

В Железногорске состоялась премьера мюзикла Эндрю Ллойда Вебера. Спектакль уникальный — он идет на английском языке, в нем задействовано более 130 артистов, все они — дети, причем не только из Железногорска, но и из Дувра, расположенного в далекой туманной Англии.

Специально для участия в мюзикле приехала делегация из Дуврского колледжа искусств. Но прежде чем рассказать о совместной премьере, которая стала событием не только для закрытого города Железногорска, но и края, стоит начать с предыстории, с того момента, когда между местной гимназией N 96 имени В. П. Астафьева и колледжем искусств из графства Кент завязались дружеские отношения.

Директор колледжа Кристофер Расселл впервые побывал в Железногорске в составе делегации руководителей образования города Дувра в середине 90-х годов. Уже в следующем году с ответным визитом в Дувре побывала администрация гимназии, а в 2000-м — делегация учителей и школьников.

В области образования колледж сотрудничает со многими европейскими странами и США. Это и обмен преподавательскими кадрами, и разработка новых совместных программ, совместная постановка спектаклей, обмен художественными выставками. В колледже обучается 1700 учеников.

Что поразило железногорских учителей и школьников, так это то, что для каждого здесь подбирается индивидуальное расписание занятий. Очень понравилось то, что дети в колледже занимаются до четырех вечера и домой уходят со "свободной" головой, им не нужно садиться за домашнее задание. Интересными показались уроки труда, на которых мальчики периодически занимаются приготовлением пищи, а девочки учатся забивать гвозди в стену, мастерить. Обязательными предметами в колледже считаются английский и история. Наряду с прикладной математикой есть такие дисциплины, как туризм и путешествия, политика. Старшеклассники изучают около 32 предметов (количество их с каждым годом сокращается в рамках избранного учеником профиля).

- Мы стремимся дать детям те знания, которые пригодятся им в жизни, — с помощью переводчика объясняет мне Кристофер Расселл. — Они должны во многом себя попробовать, многое уметь, выйдя во взрослую жизнь. Сотрудничество с учителями и школьниками из Железногорска очень обогащает наш образовательный процесс. Для того чтобы осознать себя, необходимо общение с другими людьми, иной культурой. Я объяснял это родителям перед нашей поездкой в Россию, говорил, насколько благотворно скажется опыт совместной работы в постановке мюзикла, дружеские отношения со школьниками из Железногорска в дальнейшей жизни наших детей, когда они попадут в сильный мир конкуренции.

По мнению директора дуврского колледжа, школа тогда становится привлекательной для детей и родителей, когда учащиеся постоянно вовлечены в процесс, повышающий их уровень. С ним солидарна директор гимназии N 96 Евгения Бреус. С 1994 года гимназия плодотворно работает в рамках проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО, принимает участие в осуществлении российско-голландского проекта "Государственные стандарты и оценка знаний и умений учащихся общеобразовательных школ", а также российско-американского проекта "Партнерство в образовании". Учащиеся гимназии принимают участие в тематических выставках детских картин в музее детского творчества в Нью-Йорке. Гимназия осуществляет культурно-образовательные обмены с университетом штата Монтана, а также школой Рендольф (США).

Стоит ли говорить, что участие в международных образовательных проектах дело не только интересное, но и сложное. К примеру, для того, чтобы в закрытом городе Железногорске с участием англичан осуществить постановку мюзикла "Иосиф и удивительный разноцветный плащ", мало не ударить в грязь лицом перед западными партнерами -выучить на английском языке либретто мюзикла, сшить костюмы, создать декорации, надо еще и решить массу организационных моментов, связанных со встречей англичан в московском аэропорту, с беспрепятственным въездом и проживанием их в городе атомщиков.

Надо сказать, что подобные культурно-образовательные проекты и в Англии осуществлять довольно сложно. Тоже, как рассказал Кристофер Расселл, приходится искать спонсоров, платить большие деньги за аранжировку, многое другое — бизнес-план постановки мюзикла получается очень большой.

- Многие из директоров колледжей не думают и не мечтают о подобных совместных проектах, — рассказывает Кристофер. — Для того чтобы усилиями колледжа поставить мюзикл, в котором принимает участие до 300 человек, "протолкнуть" этот проект, нужна напористость. Мне, например, он добавил седых волос, но, когда я побывал в Железногорске на совместной репетиции, я был счастлив.

Мюзикл получился ярким и красочным. Библейская история об Иосифе, толкователе снов, в которой добро побеждает зло, объединила не только детей, но и множество взрослых — администрацию Железногорска, благотворительные фонды, частные структуры, местный театр оперетты, центр досуга, Дворец культуры, на сцене которого прошли два премьерных спектакля. Большую работу провел попечительский совет гимназии.

Я разговаривала со счастливыми школьниками. Ребята из колледжа были поражены, насколько хорошо гимназисты из Железногорска владеют английским языком. Одна из арий в спектакле прозвучала на русском — ее исполнили английские школьники, правда, с трудом, но за время пребывания в Железногорске, проживания в семьях новых друзей они узнали немало интересного о загадочной стране России, в которой при всех экономических и прочих трудностях люди не перестали делать друг другу добро, заботиться о ближнем.

После премьеры мюзикла английская делегация уехала. Но остались дружба, планы и проекты, которые, не сомневаюсь, состоятся и сбудутся. А иначе как? Если жить интересно и творчески, сбываются не только проекты, но и сны — как в библейской истории об Иосифе, где добро побеждает зло, торжествуют мудрость и справедливость.

Наталья Сангаджиева

Обсудить