Валерий Останин: "Пора силовиков отправлять в отставку"

На вопросы корреспондента "ПРАВДЫ.Ру" отвечает Валерий Останин, депутат Государственной Думы, член Комитета по безопасности.

В нашей стране уже просто "валят" всех и депутатов и политиков. Что происходит, насколько наша власть способна здраво оценить ситуацию или хотя бы отчитаться в том, что она сделала, чтобы это прекратилось.

- Скажите, как человек, работавший в МВД, что-нибудь делается для укрепления безопасности простых людей, в том числе и депутатов?

- Власть в целом и правоохранительная власть нашего государства, она не способна ни профессионально, ни организационно решать поставленные перед ними задачи.

- В чем причина в неумении или в не желании?

- Я считаю, что здесь нет ни того и ни другого. Что характерно, когда совершаются такие серьезные публичные преступления, громкие убийства политиков, олигархов, бизнесменов, правоохранительные органы торопятся сразу сказать, что они причастны к каким-то финансовым махинациям, что они сами во всем виноваты. Таким образом, заявил об убийстве Юшенкова заместитель Генерального прокурора Колесников: "Воровать надо меньше, тогда и убивать не будут".

Почему они так делают? Для того чтобы дать обществу понять, что их убили за дело, и искать преступников нет никакой необходимости. Зная, негативное отношение наших граждан к воровству, к коррупции, очернить потерпевшего и не предпринимать никаких конкретных мер по розыску ни исполнителей, ни заказчиков — организаторов этих преступлений.

Последнее заявление министра Грызлова, что убийство пограничника Гамова, на Сахалине совершил некто Якут, которого убили в Южной Корее. И все, концы в воду.

А те заявления, которые прозвучали из их уст непосредственно после событий в Государственной Думе, они вообще не выдерживают никакой критики. Не смотря, что заслушивание этого вопроса проводилось в закрытом режиме, я считаю, что в этом не было никакой необходимости. Напротив народ должен был увидеть и услышать, то, что они полностью неспособны раскрывать не только резонансные убийства крупных чиновников и политиков, а что говорить о раскрытии преступлений совершаемых по отношению к простым гражданам. То есть в такой ситуации у нас простой человек полостью беззащитен.

Например, Генеральный прокурор начал перечислять мелкие подробности совершения убийств крупных политиков и журналистов, вплоть до того, из какого оружия был застрелен потерпевший, заключение судебно-медицинской экспертизы. Зачем депутатам нужно знать эти мелкие подробности, а главный вопрос, почему преступления не раскрыты, почему виновные не найдены, остается без ответа.

Хитрости правоохранительной статистики заключаются в том, что по старому уголовно-процессуальному кодексу, человек, которому заочно предъявлялось обвинение, и он объявлялся в розыск, считалось раскрытым. Поэтому не случайно Генеральный прокурор заявил, что все заказные, громкие убийства раскрываются на 98,8%. Но все преступники находятся в розыске.

Имена преступников по делу Старавойтовой были известны уже на следующий день, но их ищут уже пять лет, несмотря на то, что указаны их конкретные адреса проживания, но ничего не делается для того, чтобы их задержать, арестовать и посадить на скамью подсудимых.

- То есть при желании такое убийство раскрыть можно?

- Возможно. Судите сами по тем событиям, которые происходили и как они освещались СМИ с места убийства депутата Юшенкова. Из какого типа и вида оружия, были абсолютно противоречивые сведения, в результате оказалось пистолет ИЖ с глушителем, который применяется службами безопасности, охраной, он имеет малый калибр, это не оружие киллера. Если судить по тому преступлению, которое совершено в отношении Юшенкова, оно готовилось и исполнялось наспех. Человеку, который попался под руку, указали объект.

Из этого надо было строить версию, последние дни и часы потерпевшего, с кем он общался, с кем встречался, какие проблемы решал, что могло спровоцировать убийство.

- Как, по-вашему, чего здесь больше политики или финансов?

- Это чисто политическое убийство. Юшенков убит за инакомыслие. Он открыто и публично критиковал существующую власть, в том числе он занимался общественным расследованием взрывов домов в Москве, Волгодонске. Он ставил острые вопросы и делал официальные запросы, в том числе и Комитету по безопасности. Чтобы ему и всем депутатам Государственной Думы предоставили информацию, кому, конкретно, и на каком основании, и за какие конкретные действия вручены высокие правительственные награды государственным чиновникам, в связи с событиями, связанными с освобождением заложников в культурном центре на Дубровке.

Был издан секретный Указ, по которому высокие лица получили награды, которые не были причастны к освобождению заложников, а рядовые сотрудники спецслужб, которые непосредственно принимали участие в этом, были обделены.

Он резко критиковал последнюю инициативу президента, связанную с реорганизацией силовых ведомств и структур. В частности передачу ФСБ пограничной службе, он говорил о возрождении монстра. Это было на заседании Комитета по безопасности 14 апреля, на котором я тоже присутствовал.

- Вы допускаете его связь с Борисом Абрамовичем Березовским, о которой сейчас много говорят?

- Эту версию, исключать нельзя, но она выглядит как политическая. Березовский за рубежом занимается политической деятельностью. Сначала они были близки с Сергеем Юшенковым, создавали партию "Либеральная Россия". Сначала было совпадение во взглядах, потом начались расхождения.

- Может быть, связь криминала и спецслужб в наши дни?

- Эта связь давно усматривается. Сейчас для того, чтобы провести акцию по устранению того или иного политика или чиновника, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы провести какие-либо разведывательные мероприятия. Наркоману заплати сто долларов, дай пистолет и покажи объект и все. Тем более, человек, который не пользуется личной охраной, живет в обычном доме. Это осуществить просто.

К сожалению, когда за оперативно-розыскной деятельностью спецслужб не осуществляется должный надзор, в том числе и общественный контроль. Под необходимость можно подвести все что угодно. Все охранные структуры возглавляют в основном бывшие сотрудники спецслужб. И я не исключаю того, что многие из них находятся в действующем резерве. Потому что действующий резерв КГБ присутствует во всех действующих госструктурах.

- Какой вы видите выход из такого положения, когда каждый творит, что хочет, получает деньги от кого хочет, а мы все под крышей ФСБ?

- Ответ на этот вопрос очень прост, надо жить по закону. А по закону жить мы должны начинать с президента, председателя правительства, с генерального прокурора, министра внутренних дел, директора ФСБ и до рядового гражданина.

Вы спросите, как жить по закону, с чего начать? Начиная с элементарных правил дорожного движения. Быть на ровне со всеми и отвечать перед законом, принцип равенства всех перед законом, записан в нашей Конституции, но он, к сожалению, не выполняется и нет никакой ответственности за нарушение этих законов. С высокого чиновника не один волос не упал, а строгая дисциплинарная ответственность в этом случае не помогает.

Все кто находится в правительстве, министры, они, как правило, имеют свои коммерческие структуры. Они непосредственно участвуют в бизнесе, а также их родственники.

- А Юшенков знал об этом, пытался говорить?

- Он говорил об этом постоянно.

- Вы пытались поговорить с премьером, когда он приходил в Госдуму?

- Все приходы премьера в Государственную Думу, их можно посчитать на пальцах одной руки за все время работы Думы этого созыва. Все эти мероприятия происходят по принципу испорченного телефона, ты ему про бузину он тебе про дядьку в Киеве. Второй уточняющий вопрос по регламенту ты не имеешь право задать. Это как в известном романе "Грузите апельсины бочками".

Стандартные фразы и отговорки у силовиков имеются "возбуждено уголовное дело", "отрабатывается версия", "установлен круг подозреваемых, к сожалению, их на месте не оказалось, они объявлены в розыск".

Генеральный прокурор также ведет себя по отношению к Госдуме? И если премьер не может обуздать своих подчиненных, может ли такой премьер быть в нормальной стране?

Здесь дело не только в премьере. Ситуация по освобождению от должности Госкомрыболовства Наздратенко, эта мера была принята премьером. Однако Наздратенко своим распоряжением восстановил себя в должности, а решение премьера об освобождении его от должности блокируется. То есть у нас еще есть дополнительная структура, раньше было ЦК, было правительство, верховный совет, в принципе эта система и сохранилась. Раньше главное решение принимало ЦК, сейчас принимает Администрация президента. Это огромный аппарат.

Я не знаю, почему, но не хотят наши депутаты ссорится с силовиками, задавать им острые вопросы. Сейчас назрела необходимость отправлять всех силовиков в отставку, у нас в стране каждые четыре минуты совершается убийство, ни одно серьезное преступление не раскрывается. В год у нас от криминальных проявлений погибает примерно около ста пятидесяти пяти тысяч граждан. За всю 15-летнюю афганскую войну 15 тысяч и говорили о гигантских жертвах. Никаких мер не принимается.

- Какой выход вы можете предложить?

- Призвать к ответственности. Мы отвечает перед своими избирателями, и мы обязаны это делать, если мы видим, что правительство не справляется со своими обязанностями. Мы обязаны воспользоваться предоставленным нам Конституцией правом.

Убийство Юшенкова еще раз доказала, что профессия депутата, так же как и журналиста относится к профессиям высокого риска.

Беседовал Илья Тарасов

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *