Двойки и пятерки мозгового штурма

Существует ли шкала оценок для национальных наук? Трудно ее составить, ведь наука – материя особая. Попробуйте-ка измерить количественно и качественно научный продукт, идеи и их взаимосвязь с социально-экономическими процессами. И тем не менее эту задачу приходится решать, поскольку уровень развития науки и техники – один из основных факторов, определяющих сегодня место любой страны в системе мирового хозяйства. Согласно расчетам американских исследователей, именно этот фактор и связанные с ним технические инновации обеспечили примерно 9/10 роста производительности труда в США (1909–1949 гг.) и в ФРГ (1950–1956 гг.) и стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населения.

Но как наиболее точно оценить этот самый уровень и объективно определить место той или иной страны в мировой научной системе? Ю.Ю. Ковалев, сотрудник кафедры географии МГУ им. М.В. Ломоносова, и его коллеги предложили методику научного “ранжирования” стран. Причем ученые выбрали для исследования только те страны, которые имеют весь комплекс статистических показателей за последнее десятилетие ХХ века, ведь в таком деле надо оперировать конкретными числами. К сожалению, набралось всего 57 государств с полным “джентльменским набором” научно-технологических стандартов.

В чем же заключается методика? Ученые рассматривали науку не как совокупность знаний, а как особый вид человеческой деятельности, как систему со “входом” и “выходом”. И что же у нас на “входе”? На “входе” – так называемые ресурсные показатели: число ученых и инженеров на тысячу населения; расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в расчете на одного жителя страны и на одного исследователя.

А на “выходе” – показатели эффективности науки: количество публикаций на тысячу жителей, а также на тысячу ученых и инженеров; число заявок от резидентов на выдачу патентов на тысячу населения, а также на тысячу ученых и инженеров; доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны; число компьютеров на тысячу населения.

Чтобы работать с этими данными, ученые использовали оценочный алгоритм В.С. Тикунова. В результате для каждой страны был вычислен итоговый показатель (от 0 до 1) и все рассмотренные страны удалось разделить на три группы.

Первая группа – страны с высоким уровнем развития науки. Их набралось двадцать: Швеция (1,0), Швейцария (0,923), Япония (0,9139), США (0,8342), Дания (0,7594), Нидерланды (0,7314), Финляндия (0,7230), Великобритания (0,7141), Израиль (0,7015), ФРГ (0,6919), Австралия (0,6858), Франция (0,6580), Республика Корея (0,6541), Норвегия (0,6471), Сингапур (0,6468), Канада (0,6395), Бельгия (0,6377), Австрия (0,6018), Новая Зеландия (0,5452), Ирландия (0,5173). США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция отличаются высокими расходами на науку: на их долю приходится около 80% мировых затрат. Причем в этих государствах исследования в большей степени финансирует частный капитал. Что же касается Швеции и Швейцарии, то расчеты показывают, что наука в этих странах наиболее эффективна. Кстати, Республика Корея отличается тем, что доля частного капитала в науке здесь самая большая в мире – 82 процента.

Вторая группа – страны со средним уровнем развития науки (с показателями от 0,51 до 0,11). В эту группу входит подавляющее большинство стран мира, включая Россию (показатель 0,1819). В этих странах превалирует государственное финансирование, причем явно недостаточное. Отсутствие частного капитала в науке объясняется не только системой ее организации, но и низкой долей наукоемких производств в этих государствах.

Наконец, в третью группу стран с низким уровнем развития науки (с показателем менее 0,11) попали 12 государств: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.

Увы, Россия сегодня слишком далека от лидеров. Даже удивительно, как быстро, за какие-то десять лет, мы утратили позиции научной державы. И горевать по этому поводу должны не столько ученые, сколько обыватели, они же налогоплательщики и избиратели. Ведь наше благосостояние и высокий уровень жизни в связи с этим откладываются на неопределенно долгий срок.

Любовь Викторова, агентство “Информнаука”

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *