NASA уничтожает следы жизни на Марсе

Ответ на сакраментальный вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?" до сих пор не найден. И виной тому, как теперь выясняется, сотрудники NASA и их коллеги. Космические исследовательские аппараты, - "Викинги" и "Феникс", - отправленные на Красную планету, использовали устаревшую систему анализа грунта. Она могла полностью уничтожить во взятых пробах все следы химикатов, подтверждающих гипотезу "обитаемости" Марса. Сейчас специалисты пытаются разработать новую технологию исследования марсианского грунта.

История исследования этой планеты полна разочарований. С самого начала ученые рассчитывали найти на ее поверхности признаки присутствия жизни, но раз за разом терпели поражение. В 1976 году с двухнедельным интервалом на Марс отправились автоматические космические станции NASA "Викинг-1" и "Викинг-2", которые проработали вплоть до начала 1980-х годов.

Их основной задачей было фотографирование и проведение сложных химических анализов с целью обнаружения признаков жизни, а также исследование марсианского климата и строения грунта. "Ни одного органического соединения им обнаружить не удалось, и это крушение надежд, возможно, и стало причиной длительного перерыва в изучении Марса: следующий аппарат на него был отправлен только 20 лет спустя", - говорит сотрудник исследовательского центра NASA Джефф Мур.

Нулевой результат деятельности "Викингов" вызвал у экспертов недоумение: какое-то количество веществ, содержащих углерод, на планете должно присутствовать в любом случае - после ее столкновения с кометами, падения астероидов. Некоторые специалисты предположили, что все соединения углерода были "нейтрализованы" агрессивными химикатами естественного происхождения - такими, как перекись водорода.

В прошлом году марсоход "Феникс" обнаружил на Красной планете перхлораты.

Это хлорнокислые соли, которые хорошо растворяются в воде и при нагревании устойчивы до 300-600 градусов Цельсия, зато потом разлагаются с выделением кислорода. При этом любой находящийся рядом горючий материал воспламеняется: по этой самой причине перхлораты используются при пусках ракет.

И "Викинги", и "Феникс" анализировали пробы марсианского грунта именно так - посредством нагрева до высоких температур, чтобы испарить твердые вещества и идентифицировать их в газообразном состоянии. Видимо, при этом все следы органических веществ, даже если таковые на Марсе и имелись, были превращены в пепел.

Во всяком случае, когда Дуглас Мин из Космического центра NASA имени Джонсона в Хьюстоне вместе с коллегами попытался смоделировать эту ситуацию в земных условиях, при сильном нагревании перхлораты воспламенили все углеродсодержащие соединения и спалили их дотла. Скорее всего, такая же участь постигла и все органические вещества в пробах марсианского грунта, исследованных автоматическими космическими станциями.

"Даже если органические вещества составляют несколько тысячных частей грунта, "Викинги" и "Феникс" могли их пропустить, - говорит сотрудник NASA Крис Маккей Эймс. - В любом случае до сих пор мы шли неправильным путем. Полученные нами результаты отнюдь не свидетельствуют о том, что на Марсе нет жизни".

Схожей точки зрения придерживается Джефри Бада из калифорнийского университета в Сан-Диего. По мнению этого ученого, в исследованиях Красной планеты необходим принципиально новый подход. Сейчас Бада разрабатывает новый инструмент-манипулятор под названием Urey, которым планируется оснастить марсоход ExoMars. Его, согласно плану, запустит Европейское космическое агентство в 2016 году.

Urey будет способен уловить присутствие органического вещества в очень низкой концентрации (один к триллиону, например). При этом, нагревая пробы для анализа, этот инструмент использует воду, что не позволит углеродсодержащим веществам сгореть.