Темная сторона науки: опыты на детях

Среди современных ученых есть те, кто не испытывает угрызений совести, ставя эксперименты над несовершеннолетними, и кто мечтает примерить лавры Йозефа Менгеле по прозвищу «Ангел Смерти из Освенцима». Жертвами научного честолюбия взрослых и жажды быстрой наживы ежегодно становятся тысячи детей.

Нацистский преступник Йозеф Менгеле считал детей самым лучшим «подопытным материалом». Сам «Ангел смерти» больше всего интересовался вопросами наследственности. Его внимание особенно привлекали близнецы. Через лабораторию Менгеле прошли 1500 пар близнецов, из которых после бесчеловечных экспериментов выжили только 100.

Неонацистский эксперимент

Американская поговорка гласит: «Умные люди думаю одинаково». Вряд ли профессора Уэнделла Джонсона из университета Айовы можно назвать умным человеком, но мыслил он явно в том же направлении, что и нацистские садисты. В1939 году, практически одновременно с немецкими коллегами, американский психолог начал эксперимент в детском доме в городе Дэвенпорт.

Вместе со своей ассистенткой Мэри Тюдор, он отобрал 22 детей-сирот и разделил их на две группы. Первой контрольной группе во время учебных занятий постоянно говорили о том, как хорошо и чисто они говорят, какой у них обширный словарный запас. Члены второй группы постоянно подвергались насмешкам Мэри Тюдор, которая издевалась над их грамотностью и произношением.

В результате, даже те из детей, кто не испытывал проблем с речью, стали заиками, и не смогли избавиться от этого недуга всю оставшуюся жизнь. Эксперимент был назван «чудовищным», а после того, как стали известны подробности аналогичных опытов в фашистских концлагерях, на карьере Джонсона был поставлен крест.

Перепуганный Альберт

В 1920 году создатель бихевиористического направления в психологии Джон Уотсон решил поэкспериментировать с мальчиком-сиротой, чтобы проверить свою теорию страхов.

Девятимесячный Альберт Уотсон рос здоровым и очень любопытным ребенком. Когда ему предложили нового товарища для игр – белую лабораторную крысу – мальчик стал с удовольствием с ней возиться. На протяжении двух месяцев, пока Альберт общался с крысой, ему показывали изображения других объектов, которые можно назвать «белыми и пушистыми» - вату, белого кролика, белых котят, Санта-Клауса с белой бородой.

Некоторое время спустя Уотсон стал присутствовать при играх мальчика с крысой, и каждый раз, когда Альберт прикасался к животному, бил молотом по железной пластине. Ребенок начал избегать крысы, и тогда психолог решил извлекать громыхающие звуки даже тогда, когда крыса просто оказывалась рядом с Альбертом. Вскоре мальчик начинал плакать, только завидев крысу поблизости.

Через несколько дней Альберту показали все те же картинки, что демонстрировались ранее. При виде их мальчик ударялся в плач – он боялся и ваты, и кроликов, и Санта-Клауса. На основании полученных данных, Уотсон выдвинул предположение о том, что большинство фобий и антипатий закладывается еще в раннем детстве.

Исследования Джона Уотсона легли в основу бихевиористического направления, а бедный Альберт на всю жизнь остался подвержен беспричинным страхам, от которых его не смог избавить ни сам Уотсон, ни другие врачи.

Брюс и Бренда

В 1965 году восьмимесячный Брюс Реймер из-за врачебной ошибки во время процедуры обрезания остался без пениса. Родители ребенка объездили половину США в поисках врача, способного помочь мальчику, пока не встретили психолога Джона Мани.

Доктор Джон Мани из университета Джона Хопкинса много лет пытался доказать, что половая принадлежность обусловлена не природой, а воспитанием. В его глазах чужое несчастье обернулось большой удачей – он нашел отличный материал для своих экспериментов и наблюдений.

По совету Мани родители стали воспитывать Брюса как девочку, дав ему новое имя – Бренда. Психолог вел наблюдения за ребенком, сравнивая его поведения с родным братом-близнецом Брайаном, и на основании полученных результатов писал статьи в научные журналы.

В тоже время семья Реймеров переживала непростые времена. Постоянно скрывая от ребенка правду, отец Брюса стал алкоголиком, а у матери возникли суицидальные наклонности. Даже непосвященный в подробности брат-близнец пребывал в постоянной депрессии (узнав в 15-летнем возрасте правду о своем брате-сестре, он сошел с ума и с диагнозом шизофрения оказался в психиатрической больнице).

Ни хирургические операции, ни гормональные инъекции, ни переодевание в женскую одежду не смогли заставить Брюса считать

Дэвид (Брюс) Реймер
Дэвид (Брюс) Реймер
себя девочкой. Он взбунтовался, перестал ездить на встречи с Мани и несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, причем последняя попытка закончилась клинической смертью.

Выйдя из больницы, юноша сменил имя на Дэвид, остриг волосы и начал носить мужскую одежду. В 1997 году он прошел серию хирургических операций, вернувших ему все внешние признаки мужского пола, а вскоре женился и усыновил трех детей своей супруги. Но счастливого конца у этой истории не было – в 2004 году после разрыва с женой, Дэвид Реймер предпринял очередную попытку суицида, которая на этот раз удалась.

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру