Автор Правда.Ру

Ученые обнаружили на дне океана инкубатор жизни

Потерянный город на дне океана мог стать колыбелью эволюции

Около двух лет назад была обнаружена глубоководная гидротермальная система. Как выяснилось сейчас, существует она уже 30 тысяч лет. Исследователи полагают, что подобные системы - и на Земле и на других планетах - могли существовать миллионы лет и даже стать инкубаторами жизни.

Скалистая колонна из минералов и микроорганизмов, названная Потерянным городом, находится на глубине 2.5 тыс. м от поверхности Атлантического океана. Ее высота - 55 м, и она выше любой другой подводной гидротермальной системы. Внизу, под этой структурой, морская вода проходит сквозь растрескавшуюся кору Земли. В ходе химической реакции при этом образуется минерал серпентин, и в результате этого процесса выделяется тепло. Нагретая и насыщенная минералами вода возвращается в океан, на обратном пути достраивая уникальную структуру Потерянного города.

Поскольку необходимые для поддержания жизни свет и питательные вещества на морском дне в большом дефиците, у всех микроорганизмов гидротермальные источники пользуются большой популярностью. И в этом смысле Потерянный город просто уникален - ибо это единственная известная ученым гидротермальная система, которая нагревает воду за счет химической реакции, а не вулканической активности. Как считают ученые из университета Вашингтона, принявшие участие в исследовании, если гидротермальный источник может существовать без помощи вулканизма, то это значительно увеличивает количество мест на морском дне на ранней Земле, где могла возникнуть жизнь.

Ученые полагают, что на ранней Земле многие гидротермальные источники могли существовать за счет серпентинизации - ведь земная мантия еще не была покрыта толстой корой, а, значит, легко могла контактировать с морской водой. В современных условиях для этого процесса необходимо наличие глубоких трещин в коре.

Нечто подобное может происходить и на других планетах. Ключевой компонент всей системы в Потерянном городе, взаимодействующий с морской водой, - перидотит, в изобилии встречающийся на других планетах Солнечной системы. Это значит, что такого рода системы могут существовать, например, на оледенелых спутниках Юпитера, на которых, как считается, подо льдом существуют океаны.

Ссылки по теме NTR.Ru.