Экспресс-тест на понимание научного юмора

Оказывается, Симпсоны – не просто смешной мультфильм, но и кладезь научных аллюзий, сдобренных академическим юмором. Авторы сериала – выпускники элитных университетов. Журнал Nature составил хит-парад шуток из знаменитого мультика, которые привели в восторг американских ученых.

С точки зрения естествоиспытателей и математиков, мультипликационный Спрингфилд просто кишит скрытыми намеками и пародиями на научное сообщество. В новом номере Nature Симпсонам посвящены две полные страницы.

На вопросы журнала ответил Эл Джинс – продюсер и соавтор сценария. Оказывается, он давний поклонник Nature и в свое время изучал математику в Гарварде. Не по годам умная Лиза Симпсон – его экранное альтер эго.

На этом фоне издание сочло вполне уместным сформировать «горячую десятку» научных шуток, вошедших в сериал. Кому-то этот юмор может показаться не особенно искрометным, но составители рейтинга напоминают, что ученые – люди своеобразные и могут смеяться над тем, что вызовет недоумение у рядовых обывателей.

Итак, на первом мечте оказалась «комета Барта». Юный сорванец Барт Симпсон в качестве наказания отправлен на принудительные занятия по астрономии. Наблюдая за звездами в телескоп, он видит комету, которая несется по направлению к Земле. Когда столкновения удается чудом избежать, бармен Мо предлагает универсальный способ предотвращения глобальных катаклизмов: «Давайте сожжем обсерваторию, чтобы такого больше не повторялось».

На второй строчке – шутка про эволюцию. Набожный сосед Симпсонов Фландерс набрался новых впечатлений, посетив музей естествознания. Авторы экспозиции умудрились проиллюстрировать эволюционное развитие и при этом опереться на постулаты креационизма.

Третья позиция – трансгены. Гомеру Симпсону приходит мысль использовать плутоний в качестве удобрения. При этом скрещиваются гены помидоров и табака. В результате получается растение, пробуждающее примерно те же вкусовые ощущения, что возникают при облизывании пепельницы.

Четвертое место – эпизод, когда Гомер попадает в трехмерный мир, заполненный математическими уравнениями. Одно из них представляет собой ошибочное опровержение теоремы Ферма. Ущербную формулу порождает компьютерная программа, написанная специально для этой цели одним из авторов сценария.

Пятерку замыкает открытие Лизы, которая сумела выделить из пота одной из героинь химическое соединение, провоцирующее окружающих на насмешки и издевательства.