"Союз-1": Первая трагедия в истории космонавтики

41 год назад, 23 апреля 1967 года состоялся полет корабля "Союз-1" - первого из серии "Союзов". На его борту находился единственный космонавт, Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров. Полет закончился катастрофой и гибелью космонавта. До сих пор неизвестно, что стало причиной трагедии - неуместная спешка в подготовке полета или случайность.

Идея о создании кораблей «Союз» возникла еще в 1961 году – через несколько месяцев после полета Юрия Гагарина. Почти сразу после триумфа советской космонавтики началось осуществление американской лунной программы, целью которой стала высадка астронавтов на естественный спутник Земли. В СССР решили вновь опередить американцев. Начался решающий этап лунной гонки.

В 1963 году вышло секретное постановление ЦК КПСС, согласно которому нашим космонавтам в ближайшие годы предстояло облететь Луну. Для этого был спроектирован корабль «Союз», испытания которого планировались в 1964 году, а пуск в эксплуатацию – уже в 1965-66-м году. Пилотируемый облет Луны на этом корабле планировался в 1967-м году, а высадка космонавтов на Луну – в 1968-м. Но, конечно же, для межпланетного перелета требовалась еще и сверхтяжелая ракета Н-1, которая должна была доставить на Луну модуль «Союз» вместе с экипажем.

«Союз-1» делался в спешке. По некоторым сведениям, перед полетом инженеры зафиксировали свыше сотни конструкционных дефектов. Однако правительство настояло на выполнении миссии в заданные сроки, чтобы сохранить за Советским Союзом превосходство в космической гонке с США и дать советским космонавтам возможность первыми высадиться на Луну.

Первые три беспилотных запуска, проводившиеся в конце 1966 – начале 1967 года оказались неудачными. Тем не менее, планировалось отправить на орбиту даже не один, а два пилотируемых корабля. В «Союзе-1» должен был стартовать Владимир Комаров, а на другом корабле должны были полететь Быковский, Елисеев и Хрунов. Нужно отметить, что дублером Комарова был не кто иной, как Юрий Гагарин. Говорят, что он, зная о неполадках в «Союзе» изо все сил пытался «подсидеть» Комарова. Он надеялся, что если участником полета назначат его, ситуация повернется в лучшую сторону. Тогда руководство не будет подвергать риску жизнь национального героя, и доработает технику до нужного уровня.

Но Комаров все-таки полетел. До этого в октябре 1964 года года он уже участвовал в полете космического корабля «Восход» вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Применительно к этому полету очень часто употребляют слово «впервые». «Восход» был первым в мире многоместным пилотируемым космическим аппаратом. В состав экипажа корабля впервые вошли не только лётчик, но также инженер и врач. А также впервые в истории экипаж совершил полёт без скафандров. И, конечно же, впервые была применена система мягкой посадки.

Увы, во втором полете Комарову не смогли помочь ни опыт, ни квалификация. То, что корабль неисправен, стало очевидно вскоре после начала полета. На «Союзе» не раскрылась левая панель солнечной батареи, не работал очень важный датчик системы ориентации. Благодаря своему профессионализму, Комарову удалось произвести ориентацию «Союза-1» практически без помощи приборов. Но отказ парашютной системы на высоте 7 километров оказался роковым. Через несколько минут спускаемый аппарат врезался в Землю. Комаров погиб, и это была первая трагедия в истории мировой космонавтики.

Чтобы подготовить «Союз» к следующему пилотируемому полету, потребовалась длительная доработка космического аппарата. Лишь через 17 месяцев после гибели Комарова «Союз» был по-настоящему готов к эксплуатации. Однако, задержка полета до 25 октября 1968 года и последующий взрыв ракеты носителя Н-1 3 июля 1969 года поставили крест на планах высадки советских космонавтов на Луну.

Впрочем, «Союзы», первый из которых был испытан ценой жизни одного из лучших наших космонавтов, в дальнейшем прекрасно показали себя и до сих пор работают без сколько-нибудь значительных усовершенствований. Это основные транспортные корабли, доставляющие космонавтов на МКС. Кстати, на базе «Союза» созданы и грузовые космические аппараты «Прогрессы».

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить