Почему в науке так мало женщин?

Подобным вопросам задалась группа исследователей из Оксфорда под руководством Мерим Билалик. Незначительное число женщин на высших ступенях научной иерархии многие пытаются объяснить неспособностью слабого пола к наукам. Их оппоненты пытаются опровергнуть подобные утверждения, но не могут указать пальцем в настоящую причину сложившейся ситуации.

Журнал New Scientist обратил внимание так же на то, что большинство женщин в науке занимается вспомогательной или административной работой при том, что в авангарде исследователей доминируют мужчины. Так, составляя список героев науки уходящего года, среди десяти лучших представителей интеллектуальной элиты редакция не смогла назвать ни одной женщины.

Аналогичная ситуация складывает и в шахматах, которые во многом сравнимы с научными изысканиями. За всю историю этого вида спорта женщина не становилась чемпионом мира, а доля представительниц слабого пола, получивших титул гроссмейстера, составляет лишь 1%.

Именно шахматы обладают тем свойством, которого нет в науке – прозрачная система рангов, учитывающая все пройденные за карьеру соревнования. Это позволило ученым провести исследование, результаты которого применимы и к другим интеллектуальным областям человеческой деятельности. Используя статистику шахматной федерации Германии, Мерим Билалик смогла объяснить – почему женщины отсутствуют в верхних строчках рейтингов.

Чем больше социальная группа, тем выше шансы, что кто-то из ее членов пробьется наверх. При изучении шахматных команд, разделенных по половому признаку, ученые сделали вывод, что шанс на успех не пропорциональны доли пола в выбранном сегменте исследования. Мужчины-шахматисты составляют 93% от общей численности федерации, однако приносят 96% побед и 99% победных титулов.

Данная статистика и ряд других проанализированных ситуаций показывают, что большинство всегда может доминировать и отбирать право на победу у меньшинства. Например, девочки и мальчики, начинающую карьеру шахматистов, обладают одинаковыми способностями к игре, а значит, слабый пол мог бы претендовать на часть мест в верхних строчках турнирных таблиц.

Билалик уверена, что, привлекая девушек в науку, можно разрушить сложившуюся гендерную пропорцию и в верхушке научного сообщества. И тогда мы еще услышим об Эйнштейне в женском обличии.

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Темы наука
Обсудить