Гиганты соблазняли самок рогом

В мексиканской пустыне Коауила обнаружены останки неизвестного ранее вида травоядного динозавра, жившего на Земле более 72 миллионов лет. На голове этого ящера имелись три рога длиной около метра и костяной "воротник" над шеей. Всем этим великолепием динозавры не только отпугивали врагов-хищников, но и соблазняли самок.

По мнению палеонтологов, им удалось открыть новую разновидность динозавров, которая имеет эволюционную связь с трехрогими травоядными трицератопсами (Triceratops). Эти ископаемые, жившие 65-70 миллионов лет назад в Северной Америке, до сих пор считаются обладателями самой большой головы среди когда-либо ходивших по Земле существ.

Длина трицератопсов достигала 9 метров, высота - 3 метров, а весили они до 12 тонн. Один рог поменьше располагался над носом, еще два - над глазами.

Найденные в пустыне останки принадлежали динозавру чуть меньших размеров - около 7 метров в длину, но рога были такими же массивными - порядка 90 сантиметров. Научное название нового вида древнего ящера ученые будут держать в секрете до конца этого года.

Свои внушительные рога травоядные динозавры, вероятно, использовали для того, чтобы отбиться от более мощных хищных собратьев. А костяной щит выполнял функцию надежной брони. Однако палеонтологи полагают, что костные образования были также важной частью брачного ритуала - это украшение привлекало внимание противоположного пола. Споря за право обладать самкой, древние гиганты бодались рогами, выявляя сильнейшего самца, как и многие современные животные вроде оленей.

"Рога и костяной "воротник" выставлялись напоказ, чтобы подчеркнуть сексуальную привлекательность. Женщинам это нравится", - сказал, посмеиваясь, известный американский палеонтолог Тэрри Гейтс из музея естествознания Университета Юты (Utah Museum of Natural History).

Когда-то пустыня Коауила, ныне скалистая и покрытая кактусами, была скрыта морем, на берегах которого обитали динозавры всех видов. Участок, где нашли останки пока еще неназванного динозавра, неожиданно оказался богат на окаменелости. В 1990-х годах как раз Тэрри Гейтс обнаружил здесь кости нового вида травоядного динозавра, названного Velafrons. Лишь в прошлом месяце ученые закончили анализ строения скелета ископаемого и определились с его классификацией.

Ящер Velafrons тоже жил 72 миллиона лет назад и обладал незаурядными "музыкальными" способностями. Сверху на черепе у него был большой гребень, который, как предполагают ученые, помогал динозавру издавать мощные трубные звуки во время брачных игр.

В Мексике находят не так уж много динозавров. Участок, где откопали уже два новых вида ящеров, ученые называют уникальным. В связи с глобальным изменением климата уровень воды здесь то прибывал, то убывал в течение многих тысяч лет, вынуждая животных приспособиться к новой окружающей среде.

Находка позволит дополнить картину животного мира конца мелового периода. Кроме того, процессы, происходившие десятки миллионов лет назад, помогут ученым понять, как природа может реагировать на подъем уровня моря, вызванный таянием полярных льдов вследствие изменения климата.

"Мы очень мало знаем о том, как животные, обитавшие на суше, отреагировали на подъем уровня моря. Именно для ответа на этот вопрос я затеял исследование", - сказал Гейтс.

Источник: Reuters