Американцы похоронили бомбардировщик-невидимку

23 февраля, впервые за 15-летний срок эксплуатации, во время взлета с авиабазы на острове Гуам потерпел крушение американский стратегический бомбардировщик В-2. Как выяснилось, катастрофа была не случайной: США применили принципиально провальную схему самолета и миллиарды долларов сгорели в топке вооружения.

Точные причины аварии еще не установлены. Полеты американских бомбардировщиков В-2, которые использовались во всех крупных конфликтах с 1999 года, временно запрещены. Решение было принято сразу после того, как на Гуаме произошла авария. По словам источника из американского военного ведомства, полеты приостановлены до тех пор, пока не будет завершено расследование крушения.

Предполагается, что самолет разбился в результате механической неисправности или из-за человеческого фактора. В этот день аэродром должны были покинуть четыре самолета B-2, которые на протяжении 4-х месяцев базировались на острове. Потерпевший крушение В-2 взлетал вторым. После аварии экипажу первого самолета, находившемуся в воздухе, приказали возвратиться на базу. Двум оставшимся взлет запретили - до выяснения причин аварии.

Полеты всех оставшихся самолетов приостановлены. Крушение сопровождалось хлопком, а затем был виден густой столб дыма на некотором расстоянии от диспетчерской вышки. Через несколько минут раздался гул пожарных и санитарных машин. Разбившийся В-2 был полностью уничтожен.

Авария не привела к каким-либо жертвам и разрушениям на земле. Оба пилота успели катапультироваться и во время приземления получили травмы: лётчиков доставили в госпиталь, после чего одного вскоре выписали, а у другого выявили травмы и назначили лечение.

Бортовой номер разбившегося самолета - 89-0127. Как и все самолеты В-2, он имел собственное нарицательное имя - "Дух Канзаса", он был принят на вооружение в 1995 году и участвовал в военных действиях в Югославии, Афганистане и Ираке. Планировалось, что 23 февраля четыре самолета перелетят с острова Гуам на авиабазу "Уайтмэн" в штате Миссури, на постоянное место дислокации этих самолетов. На смену им должны были прилететь 6 бомбардировщиков В-52 с авиабазы "Баркздал" (штат Луизиана). При этом во время перелета на борту боеприпасов не находилось.

Для выяснения причин падения была создана спецкомиссия, которая предположила, что крушение могло произойти из-за отказа двигателя. В-2 - стратегический бомбардировщик, относящийся к третьему поколению американских малозаметных самолетов. Первоначально он разрабатывался с целью незаметной доставки ядерных боеприпасов - в случае начала боевых действий с СССР, для поражения заглубленных объектов (командных пунктов) на его территории. Контракт на разработку подобного самолета в 1979 году получила американская компания Northrop Grumman.

Все работы по созданию бомбардировщика курировал Джон Патьерно, имя которого вплоть до его смерти оставалось в секрете. Он умер от рака в марте 1989 года. Первоначально планировалось, что ВВС США закупят 132 новых самолета на сумму 22 млрд. долларов. К концу проектно-строительных работ к 1988 году стоимость контракта уже увеличилась до 70 млрд. долларов. А к 1991 году она выросла еще на несколько миллиардов, в то время как реальная потребность в большом парке таких самолетов из-за распада СССР уже исчезла. В 1993 году Конгресс принял решение закупить 20 самолетов, а чуть позже - 21.

К середине 90-х годов прошлого века стоимость самолета превысила 1 млрд. долларов. Из-за высоких расходов на закупку и обслуживание В-2 Конгресс США принял решение отказаться от их дальнейшего приобретения. Большая стоимость В-2 была связана с применением передовых технологий проектирования и строительства, а также дорогих материалов. Разработка велась полностью на компьютерах, что для середины 80-х годов являлось большим технологическим прорывом (в то время проектирование авиатехники осуществлялось только на бумаге).

С помощью компьютеров инженеры уже в те годы проектировали любые, самые мелкие детали, проверяли уровень малозаметности будущей машины в виртуальном симуляторе. Процесс производства был также автоматизирован, компьютер управлял работой очень точного сборочного робота.

Применение схемы "летающее крыло" позволило значительно увеличить подъемную силу машины и снизить общее сопротивление воздуха, а вся масса машины аппарата равномерно распределена вдоль корпуса, изгибающий момент несущих конструкций был в несколько раз меньше, чем у обычного самолета. Заметно увеличилась дальность и скорость полета самолета. В-2 - не самый

Американцы похоронили бомбардировщик-невидимку
Американцы похоронили бомбардировщик-невидимку
быстрый самолет в мире: его максимальная скорость чуть меньше скорости звука (около 305 метров в секунду), но он может преодолевать значительные расстояния - до 11 тыс. км без дозаправки и до 18,5 тыс. км с дозаправкой.

Что же касается его малозаметности, то в первую очередь она обеспечивается за счет формы самого самолета. Она образована 12 прямыми линиями, что позволяет сконцентрировать все отражения в горизонтальной плоскости в нескольких основных узких секторах. С боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий и плоских поверхностей.

После распада СССР Пентагон долго не мог определиться с перечнем боевых задач, которые новый самолет должен был решать в мирное и военное время. Постепенно на основе опыта его применения военное ведомство США склонилось к возможности установки на него сверхтяжелой бомбы весом 13,6 тонны, а также высокоточных боеприпасов.

В настоящее время разрабатывается ряд программ по адаптации самолета к современным условиям ведения конфликтов малой интенсивности.

Автор Елена Тхорова
Елена Тхорова (Савкова) — (родилась в г. Кировск, Мурманская область) — журналист, редактор
Обсудить