Российский математик конкурирует с ядерным взрывом и СПИДом

Обнаружение воды на Марсе заинтересовало экспертов гораздо меньше, чем трагические ошибки медиков и жуткие прогнозы футурологов. А самым странным событием признан поступок российского математика, решившего одну из «задач тысячелетия». Опубликован хит-парад сенсаций уходящего года.

В 2006 году наука не стояла на месте, представив на суд общественности десятки тысяч разработок. По традиции, журнал Nature составил рейтинг наиболее значимых событий, имеющих практическое и теоретическое значение.

Космос. В этом году на заседании Международного Астрономический Союз (IAU) спустя 76 лет после обнаружения Плутон утратил статус планеты. Именно это эксперты Nature, сочли главным событием, не обратив внимания, например, на такие вещи, как находка воды на Марсе или неудачная лунная миссия, когда космический аппарат разбился при посадке.

Медицинская ошибка. В этом году трагически закончилось испытание препарата, разработанного для управления иммунной системой. Тесты привели к серьёзным заболеваниям у добровольцев. Препарат TGN1412 стимулировал выработку в организме дополнительных антител. Исследователи утверждали, что с его помощью можно будет бороться с хронической лимфоцитарной лейкемией, аутоиммунными заболеваниями (ревматоидный артрит, рассеянным склерозом) и некоторыми видами рака.

Индонезийские бедствия. Предметом геологических исследований стали стихийные бедствия, не оставляющие Индонезийский архипелаг, который ещё не оправился после цунами 2004 года. В конце апреля на острове Ява активизировался вулкан Мерапи. Через несколько дней сильнейшее землетрясение унесло жизни 5000 человек. Другое сильное землетрясение в июле вызвало цунами, однако, на этот раз сработали системы предупреждения, и больших жертв удалось избежать. Затем в одном из районов Восточной Явы при бурении газовой скважины из-под земли неожиданно прорвался поток грязи, в результате чего окрестные деревни были погребены под грязевым слоем. Геологи поводят в этом районе масштабные исследования, полагая, что активность здесь только усилится.

Зловещий метан. До последнего времени считалось, что главным источником природного метана являются бактерии, живущие в условиях с низким содержанием кислорода, например в болотах и рисовых полях. Новое открытие перевернуло все представления о влиянии метана на земной климат. По оценкам ученых, растения ежегодно выделяют в атмосферу от 60 до 240 млн. тонн этого газа, что составляет около 10-30% от общей метановой эмиссии.

Изменение климата. В 2006 году учёные получили плохие новости – эмиссия парниковых газов продолжает увеличиваться. Большинство крупнейших средств массовой информации уже опубликовали картины Антарктиды, лишённой снега, и Гренландии, теряющей свою ледяную шапку. В фильме «Неудобная правда» представлено много убедительных фактов, которые заставляют задуматься о происходящем в мире. Картина, вышедшая на экраны при участии бывшего вице-президента США Альберта Гора, имела огромный резонанс в американском обществе и, возможно, побудит США присоединиться к Киотскому протоколу.

Генетические осложнения. Изучение генома привело к новому пониманию сущности человека. Оказывается люди отличаются друг от друга значительно сильнее, чем считалось раньше. Показаны механизмы наследования генетической информации, которые отличаются от описанных в учебниках. На мышах и растениях доказано, что некоторые признаки наследуются без участия ДНК.

Врачи под прицелом. Вынесен смертный приговор палестинскому врачу и пяти болгарским медсестрам, работавшим в Ливии. Им инкриминируется заражение более 400 детей смертельным вирусом иммунодефицита. Международные эксперты доказали, что бригада врачей невиновна, и опубликовали статью, где утверждается, что вспышка СПИДа началась за несколько лет до того, как обвиняемые начали работать в больнице, и что это, вероятно, связано с отсутствием элементарных норм гигиены.

Поиск стволовых клеток. В то время, как Джордж Буш наложил вето на все работы со стволовыми клетками человека в США, страны Европейского союза продолжают финансировать работы с ними (правда, с некоторыми ограничениями). Несмотря на «этические войны», попытки создать линии эмбриональных стволовых клеток, не разрушая эмбрион, продолжаются.

Ядерное беспокойство. В этом году к Северной Корее обращено особо пристальное внимание. Страна испытывала своё ядерное оружие. Несмотря на международные переговоры, никаких соглашений о прекращении испытаний не было достигнуто. Журналисты

Российский математик конкурирует с ядерным взрывом и СПИДом
Nature отмечают, что стареющее оборудование и нехватка сырья могут воспрепятствовать ядерным амбициям КНДР.

Российский отшельник отвергает приз. По мнению журнала Nature, самой странная история года связана с математикой. Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре из числа семи важнейших математических «задач тысячелетия», отказался от многочисленных наград и денежных премий, которые ему присудили за это достижение.

Таковы основные научные достижения и события 2006 года, по версии журнала Nature. Хочется надеяться, что приходящий 2007 год принесёт больше оптимизма и новых открытий.