Автор Правда.Ру

Вселенную поглощает мировое зло

Сравнив карты тепловых излучений, исходящих от исчезающих следов Большого взрыва, с картами современной вселенной, астрономы утверждают, что обнаружили признаки наличия "темной энергии", раздирающей Вселенную, сообщает сегодня The New York Times.

По их словам, новая работа дает независимое подтверждение одному из самых странных выводов, сделанных астрономами в последние годы - на основе изучения удаленных взрывающихся звезд они выдвинули гипотезу о том, что скорость расширения Вселенной увеличивается.

По мнению астрофизиков, самое простое объяснение этого явления состоит в том, что в пространстве присутствует сила отталкивания, или антигравитация. Эта гипотеза была впервые выдвинута в 1917 году Эйнштейном и получила название космологической константы. Но так называемую темную энергию никто не понимает, хотя в физической литературе в последние несколько лет предположений по этому поводу высказывалось предостаточно.

Используя карты, состоящая из 33 астрофизиков международная группа во главе с д-ром Райаном Скрэнтоном из Университета Питтсбурга обнаружила то, что ее члены назвали "тенью темной энергии" - небольшое увеличение энергии радиации Большого взрыва при прохождении через огромные галактические облака.

По мнению астрономов, эти результаты являются важным подтверждением существования темной энергии и знаменуют собой возникновение единого мнения по поводу того, что во Вселенной доминирует загадочная темная материя и еще более загадочная темная энергия, которая в геометрическом смысле является "плоской". Это означает, что параллельные прямые, проведенные в космосе, не пересекутся.

Астроном из Балтиморской обсерватории д-р Адам Рисс заявил, что темная энергия становится "космологическим детективом нашего времени".

"Если нам удастся собрать еще несколько улик, - добавил д-р Рисс, - мы, наверное, сумеем понять, что же это такое".

Результаты были получены при сочетании информации, взятой из Sloan Digital Sky Survey, где картографированы удаленность и местоположение более миллиона галактик, с данными, полученными с помощью зонда НАСА. Спутник-зонд фиксирует интенсивность радиации слабых космических микроволн, пронизывающих небо и, как считается, возникающих из-за тепловых излучений, которые исходят от исчезающих следов Большого взрыва, произошедшего, когда Вселенной было всего 380 тысяч лет.

Космическая радиация перемежается горячими и холодными участками. Некоторые возникают в результате соединения фрагментов первичного космического вещества и являются зародышами галактик и других сгустков материи. Но теоретики отмечают, что другие горячие участки могут возникать при прохождении микроволн через современную Вселенную.

Когда микроволна проходит через большое галактическое облако, ее энергия сначала увеличивается, подобно тому, как увеличивается скорость мраморного шарика, катящегося с горки. Затем, когда микроволна выходит из облака, гравитация отбирает часть энергии.

В геометрически "плоской" Вселенной, где нет темной энергии, такие эффекты исключены. Изменений в энергии микроволны не произойдет.

Но в ускоряющейся Вселенной такие эффекты не всегда исключаются. В самых крупных агломерациях материи - так называемых супекластерах - микроволны получают энергию и, вследствие этого, нагреваются.

В таких системах, размер которых достигает десятков миллионов световых лет, сила темной энергии, пытающейся разорвать облако, берет верх над гравитацией, стремящейся удержать галактики вместе. В результате облако становится менее плотным, когда через него проходят микроволны, объясняет д-р Эндрю Джей Конноли, член группы, представляющий Университет Питтсбурга.

Чтобы выбраться, им нужно меньше энергии, чем для входа. Поэтому температура микроволн повысится на доли градуса.

Этот эффект называется эффектом Сакса-Вольфа по именам Артура Вольфа и Райнера Сакса, впервые исследовавшим воздействие сгустков во Вселенной на космические волны в 1967 году.

В последние месяцы несколько групп ученых сообщили о корреляциях между космическими горячими участками и каталогами источников радио- и рентгеновских излучений, а также галактическими картами.

Академик Гинзбург: Вселенная расширяется все быстрее

Академик Виталий Гинзбург еще в декабре 2000 года заявлял: "Самая интересная проблема для космологии в наши дни - это подтверждение и объяснение того факта, что скорость расширения Вселенной все время возрастает".

По словам Гинзбурга, которого считают патриархом отечественной теоретической физики, речь идет "о так называемой квинтэссенции" - особой силе, которая заставляет планеты и звезды во Вселенной отталкиваться от друг друга, расширяя таким образом пространство.

"Люди пока еще очень мало знают об этом, но фактически мы говорим о той загадочной силе, которая, несмотря на все законы притяжения, действует противоположно, отталкивая тела друг от друга, - сказал Виталий Гинзбург, - причем, как выясняется сейчас, это отталкивание с каждым годом происходит все быстрее, то есть Вселенная расширяется с ускорением".

"Инопресса"