Пятое поколение Москва и Дели создадут вместе

Российским летчикам истребители пятого поколения обещали в весьма отдаленной перспективе. Американцы наступают России на пятки. На этом фоне было объявлено – Россия и Индия готовы совместно разрабатывать истребитель нового поколения.

Серия крупных экономических проектов (ядерная энергетика, оборона, торговля и промышленность), подписание которых приурочено к визиту президента Владимира Путина в Индию, имеет принципиальное значение для России.

Индия по-прежнему останется самой яркой звездой на орбите российского оружейного экспорта. Несмотря на прошлогодние закупки нашего оружия в объеме 10 млрд. долларов, серьезное беспокойство вызывало зондирование индийцами рынка вооружений США. В пользу окончательного выбора Индии говорит ее намерение принять участие в совместном российско-индийском проекте «Истребитель пятого поколения».

В 2005 году Индия сама проявила интерес к участию в российской разработке, но при условии, чтобы проект истребителя пятого поколения был начат с нуля.

«Наши военно-воздушные силы и производственные предприятия в этой сфере хотели бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения – начиная от выработки концепции и проектирования, исследования и разработки до совместного производства, включая наше финансовое участие», - заявил министр обороны Индии Пранаб Мукерджи. Не импорт, не соинвестирование, а полноценное совместное производство.

Понятно, что глава оборонного ведомства Индии видел в сотрудничестве такого формата способ вывода индийского авиастроения на лидирующие мировые позиции. Желание получить готовую машину уже в 2009 году говорит, однако, о том, что индийцы имеют в виду не совсем уж «нулевую» стартовую отметку. Иначе двухлетний срок был бы просто нереален. Министр Мукерджи имел возможность познакомиться с ходом проектирования в России.

В 2002 году разрабатывать истребитель пятого поколения было поручено КБ «Сухой». Первые попытки в этом направлении предпринимались еще в середине 80-х годов, но были свернуты по известным экономическим причинам перестроечного периода.

«Сейчас мы учитываем те разработки», - говорил в прошлом году главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов на встрече с военными атташе ряда иностранных государств. По словам главкома, истребитель «будет иметь минимальнейшую заметность для средств ПВО».

Российские истребители пятого поколения проектировались многофункциональными машинами, способными развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость, с полностью автоматизированной авионикой.

Разрабатывались сразу два варианта, тяжелый и легкий истребители, отличающиеся, в первую очередь, числом двигателей – одним и двумя. Планер И-21 уже «продут» в аэродинамической трубе, все характеристики выверены, и предполагалось, что тяжелый вариант поднимется в воздух в будущем году или в нынешнем.

Вместе с тем инициативную проработку самолета с аналогичными летно-боевыми качествами проводил МиГ, и он, по мнению экспертов, привлек большее внимание индийского министра. «Имперский» тяжелый истребитель трансконтинентального радиуса Индии ни к чему. Одномоторная версия предпочтительнее, поскольку она легче и дешевле.

Однако немедленно возник логичный вопрос – а нужен ли России истребитель «с индийской спецификой»? Не секрет, что даже прекрасно отработанные Су-27, импортируемые в Китай и Индию, имеют различную конфигурацию. Индии нужны средства воздушного боя, Китаю – ударные по наземным целям. Разное оружие, авионика, энерговооруженность.

Вместе с тем, несколько сот миллионов рублей в год – не те объемы финансирования, которые могут реально продвигать оригинальный национальный проект.

Представители Минобороны утверждали, что российские ВВС получат истребители пятого поколения в весьма отдаленной перспективе – 2015-2016 годы. По сути, это его завуалированная консервация.

Если дело пойдет такими темпами и дальше, к середине следующего десятилетия машина вряд ли взлетит, но устареет точно. Американцы со своим F-35 ощутимо наступают России на пятки. Через 10 лет они намерены доминировать в этом сегменте мирового авиарынка, поскольку не видят возможных конкурентов.

Современные боевые истребители четвертого поколения экспортируют США, Франция, Швеция, объединенная Европа и Россия, но разработку F-35 для мирового рынка ведет пока только Америка.

Судя по всему, в Москве победил здоровый прагматизм – лучше доводить до нужных стране кондиций летающую машину, чем не получить долгожданную вовсе.

Россия и Индия готовы заключить контракты по совместной разработке истребителя пятого поколения, заявил на пресс-конференции в индийском городе Бангалор вице-премьер министр обороны РФ Сергей Иванов.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить