Вождение развивает подсознательные реакции

Как выяснили ученые, подсознательные реакции у опытных водителей лучше развиты за счет более активной работы нейронных цепей правого полушария головного мозга. А ведь это полушарие отвечает еще и за интуицию. Хорошая новость для мужчин, у которых преимущественно развито левое "логичное" полушарие мозга. Но всем ли полезно вождение автомобиля? Увы, у левшей и женщин дела с безаварийностью обстоят не очень.

Работу мозга водителей недавно проанализировала одна группа исследователей из США. Причем, что особенно важно, речь шла об усиленной работе именно правого полушария, которое больше ответственно за интуицию и подсознательное принятие решений в ходе наших поступков. По большому счету, последнее является неотъемлемым компонентом любой по-настоящему профессиональной деятельности. Не каждый из нас является автомобилистом, но на велосипеде умеют ездить почти все. Давайте вспомним, как мы чувствовали себя на двухколесной машине поначалу: сплошные судорожные движения рулем в попытках удержать равновесие, падения, синяки.

А потом велосипед покорился, став удобным и послушным. На нем стало можно ездить, наслаждаясь окружающим видом, практически не следя за рулем. А все потому, что в нашем мозге сформировались двигательные подсознательные стереотипы, позволяющие управлять транспортом, практически не подключая к тонкостям этого процесса сознательную сферу — ее роль взяло на себя подсознание. Преимущественной локализацией которого и является правое полушарие.

Понятно, что езда на автомобиле требует от водителя большей ответственности и профессиональных автоматизмов. Да, из машины просто так не выпадешь, но и скорость движения там на порядок выше. Чуть зазевался, и ты ты уже нарушил правила дорожного движения. Поэтому действительно опытные водители большую часть своей работы делают на автомате — это обеспечивает более высокую безаварийность движения, чем формальное знание того, как следует поступать в той или иной ситуации.

Криминалистам и судебным экспертам давно известен факт, что самое безопасное место в машине находится позади водителя. Потому что в подавляющем большинстве случаев перед столкновением он выводит руль так, чтобы максимально обезопасить именно себя. При этом, увы, подводя под самый опасный удар сидящего рядом с ним пассажира. Это даже не считается отягощающим вину обстоятельством — все понимают, что речь идет о подсознательном срабатывании инстинкта самосохранения, и обвинять человека в принятии осознанного неправильного поступка нет никаких юридических оснований. А реализуется этот инстинкт именно через подсознательно-интуитивные механизмы правого полушария.

Стоит заметить, что мужчины в жизни больше опираются на логику, связанную с левым полушарием, а правое полушарие мозга доминирует у женщин. Именно отсюда берут корни шутки насчет женской логики. Хотя на самом деле, они мудрее своих кавалеров как раз за счет более развитой интуиции.

Получается, что вождение автомобиля помогает мужчинам более гармонично развивать оба полушария своего мозга? Воистину, перефразируя классиков, "автомобиль — не роскошь, а средство для повышения интуиции". И, как знать, только ли для чисто водительских задач идет развитие последней у автомобилистов? Интуитивные решения важны и во многих других сферах жизни, в том числе и межчеловеческих отношениях.

И все же, рекомендовать водить авто в качестве универсального средства для тренировки интуитивных возможностей правого полушария, наверное, не стоит. Поскольку есть совершенно противоположные научные выводы. Так, оказалось, что водители с преимущественно развитой левой рукой значительно чаще нарушали правила дорожного движения и попадали в аварии, чем правши. Одно из объяснений: современный автомобиль якобы создан именно под правшей, а потому, кроме них, за рулем никто комфортно себя не чувствует. Но если бы это было действительно так, то ситуация была бы зеркальной в странах, где машины выпускаются с правым рулем, тех же Великобритании и Японии, например.

А, может, все дело именно в том самом правом полушарии? Ведь наш мозг управляет конечностями перекрестно: за левую сторону отвечает правая его часть, а за правую — левая. Вот и получается, что у левшей правое полушарие и так перегружено, а тут ему еще приходится создавать нейронные цепочки для целого ряда важных водительских стереотипов. В итоге, в критической ситуации мозг интуитов-левшей зависает, когда менее загруженное правое полушарие логиков-правшей все еще способно принимать правильные подсознательные решения.

В связи с этим снова уместно вспомнить, что женщины, по умолчанию, тоже имеют доминирование правого полушария. То есть, оно у них работает интенсивнее даже тогда, когда они являются добропорядочными правшами. И это полушарие тоже может критически перегружаться в аварийной обстановке, требующей мобилизации всех интуитивно-подсознательных ресурсов. Не отсюда ли многочисленные шуточки о женщинах за рулем? Вплоть до народного знака на автомобиле в виде женской туфельки в треугольнике. Дескать, водители, будьте осторожны, за рулем не мужчина, не лихачьте.

Так что, как и любое лекарство, управление автомобилем для стимуляции интуитивных способностей, полезно отнюдь не всем. Что, конечно, не означает какой-то роковой неприспособленности автомобиля для тех, у кого правое полушарие мозга и так доминирует. Просто таким надо помнить о вышеприведенных данных и избегать критических ситуаций, а не мнить себя крутыми автогонщиками.

Читайте также:

"Награда" за опасное вождение: лед тронулся?

Назван самый опасный возраст для вождения

Ученые доказали, что музыкальный слух влияет на навыки вождения

Эксперт: Смешно разбирать, что такое "опасное вождение"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Кого признают опасным на российских дорогах
Комментарии
Экс-глава МО Канады рассказал о базе НЛО на юге России и 4 типах гуманоидов
"Ужас, позор и скорбь": елка в центре Киева привела украинцев в шок. Видео
Я и Ксения: в Берлине нашелся еще один спаситель России
Это неизбежно: СССР вернется при одном условии
Где больше всего шизофреников?
Минобороны РФ уволит со службы толстых военных
Неестественный отбор: человечество поглупело из-за генетики
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Под Донецком убиты дочь, зять и внук кума Януковича
Беднейшей страной признали Украину
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
"Ужас, позор и скорбь": елка в центре Киева привела украинцев в шок. Видео
Россия ударит по МОК и WADA "убийственными" санкциями
Где больше всего шизофреников?
Неестественный отбор: человечество поглупело из-за генетики
Холодная война уже здесь: готова ли Россия к долгой игре
Побочный эффект: о чем забыл МОК, наказывая Россию
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Я и Ксения: в Берлине нашелся еще один спаситель России
Небоевые потери: отчего солдаты Порошенко лезут в петлю

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры