Прыжок из проруби в кратер

Суточные перепады температуры достигают здесь сотен градусов, поэтому смена дня и ночи напоминает прыжок с айсберга в клокочущее жерло вулкана. Экзопланета Ипсилон Андромеды, исследованная с помощью телескопа НАСА, опровергла привычные представления астрофизиков.

Многие экзопланеты (т.е. те, что находятся за пределами Солнечной системы) представляют собой огромные шары газа, движущиеся очень близко к их «родительской» звезде. Средняя температура на них превышает 1300 градусов по Цельсию.

До последнего времени астрофизики считали, что и освещённые и темные стороны планет одинаково горячи. «Мы полагали, что атмосферные потоки перераспределяют высокую температуру на всю поверхность подобных планет», - рассказал астрофизик-теоретик Адам Берроу из Аризонского университета.

Но новые наблюдения, проведённые с помощью космического телескопа Spitzer, приводят к противоположным выводам.

Прыжок из проруби в кратер
В течение четырех с половиной дней в феврале Spitzer контролировал объединенную инфракрасную яркость солнцеподобной звезды Ипсилон Андромеды и его гигантского газового спутника.

Ипсилон Андромеды Б (Upsilon Andromedae b) – гигантская планета, расположенная на расстоянии около 40 световых лет от Земли.

Благодаря проведённым исследованиям учёные выяснили, что два полушария газовой экзопланеты резко различаются по температурному режиму. Если на ночной стороне температура составляет несколько сотен градусов Цельсия, то на дневной – зашкаливает за отметку 1200, пишет Science.

Учёные признают, что их наблюдения до конца недостоверны и проводят дополнительные исследования. Они пытаются объяснить подобный парадокс. В частности, Сара Сигер из института Карнеги в Вашингтоне считает, что причиной подобного явления может быть быстрое охлаждение атмосферных струй.

Исследование продолжаются. Астрофизики надеются изучить физические свойства газовых экзопланет – это, как считают они, позволит понять их происхождение и эволюцию во времени.

Автор Артем Недолужко