Депутат Госдумы Андрей Климов: объединение российских территорий должно проходить постепенно

Депутаты Госдумы в четверг на парламентских слушаниях обсудили вопросы законодательного обеспечения административно-территориального устройства России. Как заявил в интервью Вестям.Ru ответственный за проведение слушаний депутат, член Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Андрей Климов, вопросы административно-территориальной реформы давно будоражат российское общество. При этом существуют две полярные точки зрения: ничего не менять ни при каких обстоятельствах, и изменить всю систему территориальной организации нашей страны.

- Андрей Аркадьевич, о чем шла речь на сегодняшних слушаниях?

- В слушаниях приняли участие более 150 человек, были представлены более половины субъектов РФ. Были высказаны самые полярные точки зрения. Например, высказывал свою точку зрения Владимир Вольфович Жириновский и первый заместитель руководителя СПС Надеждин Борис Борисович. Эти имена уже сами по себе говорят о том, что дискуссия была жаркая. Высказывали свою точку зрения и субъекты федерации, у которых существуют проблемы в отношениях друг с другом. Что тоже говорит об остроте развернувшейся дискуссии. Приятно, что все участники понимают, что эту проблему необходимо решать только на правовой основе. Это очень важно. В этом смысле мы сделали очень важный шаг в сторону создания цивилизованного общества. Второй момент, все участники поддержали наш тезис о том, что опережающим здесь должно быть законодательство. Что имеется в виду? Чтобы правовой механизм разрешения тех или иных споров, тех или иных проблем административно-территориального характера создавался до того, как мы начинаем ту или иную проблему "разруливать". И тогда, при наличии законодательной базы, эти проблемы решаются менее болезненно и более эффективно. Третий момент. Практически все согласились с тем, за редчайшим исключением, что вопросы административно-территориальной реформы должны решаться постепенно и последовательно. Переходя от наиболее острых проблем, которые не терпят отлагательств на десятилетия, к другим. Шаг за шагом нарабатывая опыт. То есть задача состоит не в том, чтобы за две недели создать 20 субъектов РФ. Но есть задача — привести в соответствие административно-территориальное устройство России, которое сформировалось в первой половине прошлого столетия к реалиям 21 века. Сделать это можно только через переговорный процесс между федеральным центром и субъектами федерации. И только на базе конституционных и федеральных законов, которые готовит наш Комитет. Мы предложили участникам слушаний ряд законов, которые, во-первых, уже приняты и действуют, во-вторых, те, которые мы готовим на разных стадиях. И это давало возможность вести конкретный разговор.

- Вы говорите, что "административно-территориальное устройство страны, как и всякая организационная структура, относительно консервативно. Оно не может изменяться достаточно часто. Структурные реформы всегда влекут за собой зримые последствия. Причем далеко не только позитивного свойства". Так зачем тогда затевать очередной передел?

- Понимаете в чем дело. Организационная структура всегда относительно консервативна. Это почти философский вопрос — соотношение формы и содержания. Очень простой житейский пример. Вы сшили прекрасный костюмчик для 5-летнего малыша, но этому мальчики исполнилось 15 лет, он все время ходит в этом костюмчике, это как?

- Не реально .

- Да. Какой выход? Можно, например, раздеть этого мальчика в мороз и пойти по магазинам в поисках одежды. А можно постепенно подбирать одежду. Здесь тоже самое. Мы видим, что некоторые блоки уже готовы, и их объединение будет полезным и эффективным. Но где-то процесс еще не созрел. Мы видим общее направление нашего движении, но понимаем, что это исторический процесс, у которого есть национальные, экономические и социально-политические аспекты. И поэтому программа в 500 дней в этом вопросе не приемлема. Я бы исключал из таких концептуальных вещей понятие "расписание административно-территориальной перестройки". Это было бы страшно. Но не менять ничего и консервировать было бы, на мой взгляд, очень опасно для стратегии станы в целом. У нас достаточно исторических примеров, когда целые государства разваливались из-за того, что содержание и наполнение в этой структуре слишком отличались. К примеру, Древний Рим. Поэтому умные люди создают опережающее законодательство, и на 3-4 шага вперед пытаются разрешить ту или иную проблему. Я напомню Вам слова Черчилля, которые мне очень нравятся: "чем политик отличается от государственного мужа? Политик думает о следующих выборах, государственный муж — о следующих поколениях".

- Существуют противники и сторонники этой реформы (Вы их называете консерваторами и максималистами). Какие доводы приводит каждая сторона?

- Консерваторы говорят так: живем же сейчас, ну, еще год проживаем, а там посмотрим. Но дело в том, что проблемы могут доходить до такого уровня концентрации, что может произойти взрыв. Революционный характер изменений — это всегда кровь, огромные экономические потери. Сейчас даже в Англии для решения национально-территоральных проблем используется интересный термин — "деволюция".

Это контраргументы консерваторов. Теперь поговорим о максималистах-экстремистах. У них аргумент такой — зачем мы будем "тянуть кота за хвост"? Давайте раз и навсегда решим эту проблему. Во-первых, эта проблема не решается раз и навсегда. Потому что в каждом конкретном регионе проблемы имеют совершенно разную подоплеку. В одних это результат исторической отсталости территории, в других — результат депрессии, которая была вызвана изменением конъюнктуры мирового рынка на деревообрабатывающую продукцию. В-третьих — это стало результатом, например, внешней экспансии мусульманского фундаментализма на территории Кавказа. Поэтому одними и теми же лекарствами лечить разные болезни очень трудно. И, наконец, представьте себе ситуацию. Человек, у которого: а) болят зубы, б) болит голова, потому что у него мигрень, в) у него гипертония, д)он хромает, так как подвернул ногу и е)у него острый приступ аппендицита. Как Вы считаете, с чего нужно начать лечение? С аппендицита, а потом постепенно разбираться с остальным? Так же и в нашем случае.

- Любая реформа нуждается в законодательном обеспечении. Какие правовые акты разработал Ваш Комитет?

- У нас уже есть Закон "О порядке образования нового субъекта федерации". Либо путем принятия новых в состав России, либо путем объединения. Во-вторых, сейчас мы готовим к первому чтению законопроект "О порядке изменения административных границ субъектами РФ". Это когда мы сами субъекты оставляем, но несколько меняем их территории. Это, кстати, может многие проблемы снять. Кроме того, мы должны подготовить законопроект, он пока находится на концептуальном уровне, о порядке изменения статуса субъектов федерации. Потому что можно, не меняя границ, решить множество проблем. Еще предполагается законодательно обеспечить позицию Конституции, которая называется так — "Обеспечение целостности российского государства". Многие предлагают сделать это специальным законом.

- Скажите, в целом, участники сегодняшних слушаний поддержали реформу?

- Да. Я бы сказал, что 3/4 собравшихся поддержали реформу административно-территориального устройства страны.

Светлана Листопадова

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Теракты в Испании, суета в Прибалтике, Ленин vs борцы с историей: главные события 18 августа
Китаю не надо толкать Россию к конфликту с США — Константин СИМОНОВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
Украинские пограничники посмели задержать российский корабль
Россияне отказались менять совесть на холодильник
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Выяснено: почему Россия отдала Казахстану озеро на границе
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Американский посол: целостность Грузии будет восстановлена
Американский посол: целостность Грузии будет восстановлена
Россияне отказались менять совесть на холодильник
Как КПРФ пытается избежать участия в избирательном цикле 2017 года
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
Закат и падение Соединенных Штатов
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно
Эрдоган призвал турецкую диаспору в Германии голосовать против партии Меркель