На комете найдены следы внеземной жизни

Зонд с Земли "оседлал" комету Чурюмова-Герасименко

Исследовательскому модулю Philae, спущенному недавно на поверхность кометы 67P/Чурюмова Герасименко в рамках миссии Rosetta, удалось обнаружить в ее атмосфере органические соединения, которые могут теоретически указывать на наличие там жизни. Миссия Rosetta является частью программы, инициированной Европейским космическим агентством (ESA) и NASA.

Смотрите специальный фоторепортаж: Впервые в мире космический аппарат сел на ядро кометы

67P/Чурюмова-Герасименко, короткопериодическая комета с периодом обращения около 6 лет и 7 месяцев, была открыта 23 октября 1969 года. Советский астроном Клим Чурюмов случайно увидел на фотопластинках с изображениями кометы 32P/Комас Сола, сделанными в сентябре того же года его коллегой из Алма-Атинской обсерватории Светланой Герасименко, еще один объект, размещавшийся у самого края фотоснимков. Поначалу Чурюмов принял его за фрагмент Комас Сола, однако изучение последующих фотографий показало, что объект двигался по отдельной траектории и, очевидно, являлся автономным небесным телом… В итоге новая комета была названа в честь обоих первооткрывателей — Чурюмова и Герасименко.

Расчеты траектории 67P показали, что орбита кометы является изменчивой. До 1959 года перигелий кометы находился на расстоянии около 2,7 астрономических единиц от Солнца. Впоследствии под влиянием гравитации Юпитера эта дистанция сократилась до 1,29 астрономических единиц и сейчас пока остается без изменений.

12 марта 2003 года в целях подготовки очередной космической миссии ЕКА телескоп "Хаббл" сделал снимки кометы, которые позволили построить трехмерную модель кометы и определить размеры ядра кометы. 2 марта 2004 года с космодрома Куру во французской Гвиане к комете 67P/Чурюмова — Герасименко был запущен исследовательский аппарат Rosetta. Летом текущего года он достиг кометы 67P и 6 августа приблизился к комете на расстояние 100 километров.

12 ноября от аппарата отделился спускаемый модуль Philae, который в результате свободного падения совершил первую в истории космических исследований успешную посадку на комету.

Найденные Philae во время исследования органические молекулы содержат атомы углерода, которые составляют основу жизни на Земле. Анализ должен показать, являются ли соединения простыми, как метан и метанол, или же более сложными, как аминокислоты, служащие строительным материалом для белков. Также с помощью бортового бура Philae удалось извлечь с поверхности кометы образцы твердого вещества, но они еще не изучены на предмет наличия органики.

Предполагается, что кометы включают вещество ранней Солнечной системы, состав которого оставался неизменным последние 4,5 миллиарда лет. В ходе предыдущих исследований выяснилось, что органика может образовываться в пыльной атмосфере. Комета 67P/Чурюмова — Герасименко способна помочь исследователям понять, была ли жизнь занесена на Землю другими космическими телами, или ее зарождение произошло как-то иначе.

Планируется сверить данные, полученные от Philae, с информацией, собранной в августе зондом Rosetta, когда он находился на орбите кометы 67P. Тогда один из датчиков зонда исследовал газопылевое облако, окружающее ядро кометы. Кроме того, Rosetta сделала запись колебаний электромагнитного поля кометы, частота которых составила 40-50 мегагерц, и перевела их в звуковой диапазон.

Ранее на комете 67P были обнаружены вода, окись углерода и диоксид углерода, скорее всего, высвобожденные из-под поверхностного слоя космического тела. Rosetta также зафиксировала на комете следы аммиака, метана и метанола. В октябре участники миссии сообщили об обнаружении на комете соединений формальдегида, диоксида серы и сероводорода. Если же удастся "наткнуться" на аминокислоты, это станет доказательством того, что жизнь на Земле зародилась из органических молекул, занесенных кометами.

14 ноября у Philae иссякли запасы энергии. Но руководители миссии успели с помощью ряда маневров переориентировать одну из его батарей ближе к Солнцу, что дает надежду на то, что в следующем году, когда комета приблизится к Солнцу, аппарат может вновь прийти в рабочее состояние.

"Мы уверены, что в ближайшие месяцы получим достаточно солнечного света и энергии, чтобы возобновить работу Philae", — прокомментировали специалисты Немецкого аэрокосмического центра.