Герман Клименко: Как меняется Рунет

Как и чем живет российский сектор всемирной глобальной сети? Насколько изменился Рунет со дня своего рождения? Что происходит с "ВКонтакте"? Как создаются и почему исчезают интернет-проекты, куда уходят их команды? Чем отличаются социальные сети? Об этом в видеостудии Pravda.Ru рассказывал руководитель проекта LiveInternet Герман Клименко.

Обращаем внимание читателей, что интервью с Германом Клименко состоялось в нашей видеостудии еще 3 октября 2013 года. Однако все, о чем говорит эксперт, актуально и сегодня.

— Если акционеры "ВКонтакте" уберут Дурова, он за собой потянет команду, а ВК может постигнуть судьба "Рамблера"?

— Дело даже не в команде. Если бы дело было в команде, то, наверное, ее можно было бы сохранить. Всегда в интернет-проектах есть один лидер, он потому и лидер. Это только кажется сотрудникам, что они все понимают в компании. Дуров, несмотря на его специфический характер, поведение, отношение, - действительно, лидер, программист отличный. Это же надо очень много силы воли такой проект раскрутить. Говорят, что он просто взял и скопировал. Но на самом деле бывает важно и нужно именно побороть в себе этот зуд "улучшить". Это очень важная история.

Когда вы берете что-то и улучшаете, нужно помнить, что до вас это все уже апробировано. Вы можете придумать новый автомобиль с пятью колесами, но его уже сделали с четырьмя. Это лучшая балансировка во все времена, вероятность, что пятое колесо зачем-то нужно, она, конечно, есть, но это для гениев. Гениев у нас нет. Я думаю, что та история, которая сейчас происходит с "ВКонтакте", каждый день скандалы, хорошего не принесет. Это так же, как было с "жежешечкой" — начала падать, опять поднялась, подумаешь… Считали, что у них лояльная аудитория. Но раз, два, три, четыре, пять — и люди уходят.

Все истории с конфликтами акционеров всегда очень плохо сказываются на ресурсе, на рекламодателях, на перспективах. Разбитую чашку очень сложно склеить. Когда вы уже наговорили какой-то набор слов, то как вы дальше будете работать, никто себе не представляет. А в интернете очень редкий случай, когда управление и владение совпадают. В реальной жизни сложно себе представить директора завода и владельца в одном лице. А тут — создатель, он же управленец и владелец. Он сидит на двух стульях, с одной стороны, переживает за проект, с другой стороны, тоже хочет денег. И здесь такой постоянный компромисс, эдакая шизофрения. Мне кажется, что риски у "ВКонтакте" очень высокие сейчас.

— Facebook перетянул часть аудитории "ВКонтакте", "Одноклассников", хотя и набрал какую-то новую аудиторию. Может ли Facebook накрыть "ВКонтакте", или наоборот?

— Условно говоря, если Павел, например, поскандалив с акционерами, выключит в знак протеста "ВКонтакте", например, на месяц, то Facebook будет безумно счастлив и приобретет всю аудиторию. Проблема заключается в том, что Facebook в России вертится, вертится, а сделать ничего не может. Потому что социальные связи - это такая тяжелая штука. Когда ты приходишь на рынок, который не до конца сформировался, все намного проще. Польша, Германия, Франция — всю Европу подмял под себя Facebook, выбил всех. А в России этого не происходит, потому что до прихода Facebook у нас уже были сформированы "Одноклассиники" и "ВКонтакте".

Сейчас они пытаются забрать социальные связи из уже плотно существующих проектов. Но они с этим раньше не сталкивались. Есть утверждение, что в социальных сетях, как в "Горце": в живых должен остаться только один. Потому что мы же все друг у друга перетягиваем. Тяжело работать на компьютере, когда сразу много ресурсов: тут "Одноклассники", тут Facebook, тут еще что-то. Мобильная связь решает эти же вопросы. Меня это раздражает, честно говоря. Но у меня сейчас на Iphone есть Skype, "Телеграф", Facebook, "Одноклассники", есть порядка шести-восьми коммуникаторов.

Они, конечно, периодически пищат и звенят, но я как-то умудряюсь ими пользоваться, загоняю коммуникацию в привычный формат. У меня нет необходимости из-за Facebook бросать "Одноклассников". Просто я в плюсики что-то переведу. То есть ситуация будет оставаться стабильная, пока какими-то игроками не будут сделаны какие-то резкие шаги. Но разумеется, что весь негатив, который происходит сейчас во "ВКонтакте", может очень негативно на нем отразиться. У меня большой опыт всяких акционерных споров, есть аудиторская фирма.

Я лет двадцать наблюдаю за разного рода компаниями, где происходят какие-то скандалы внутри. Все эти скандалы всегда приводят только к плохому, если вовремя не прийти к компромиссу. Вообще, они все напоминают притчу царя Соломона. Когда детей, в данном случае свое детище, проект, кто любит, тот не будет их разрывать напополам. А они свой проект сейчас рвут напополам. Кто-то должен проявить мудрость и успокоиться, потому что в противном случае счастья у проекта не будет.

— Вы говорили, что Facebook, придя в Россию, столкнулся с тем, чего не ожидал. Так же ЖЖ в Америке и ЖЖ в России — это совершенно разные вещи и разные аудитории.

— Нет. Этот такой, знаете, хороший мем. На самом деле, аудитория ЖЖ в России и аудитория ЖЖ в Америке абсолютна одинакова сейчас — девочки, мальчики в основном. И на других ресурсах тоже. Я вас уверяю, в Liveinetnet банкиров, бизнесменов, политически озабоченных людей и всяких других групп населения примерно такое же процентное соотношение, как и в ЖЖ. Но любые СМИ — это всегда стереотипы. СМИ начали рассматривать ЖЖ не как подростковый сервис, которым он является в Америке, а как Антон Борисович Носик, который привез сервер. Он тогда купил свой собственный сервер для того, чтобы открывались аккаунты для России.

Мы просто стали обращать на ЖЖ внимание по привычке исключительно через призму, скажем так, политической ангажированности или как угодно, контента такого. На самом деле в ЖЖ по процентному соотношению везде примерно одинаково. Везде примерно одинаково пишут, везде есть кулинарное сообщество. Мы привыкли смотреть на ЖЖ потому, что он у нас известен. Когда-то мы проторили этот путь. Ведь журналисты — очень ленивые существа, не в обиду будет сказано. Вот было дело "Трех китов", про которое годами писали. На самом деле, таможенных дел со скандалами было огромное количество. Но зачем разбираться, если у вас уже готова фактура.

Так же и здесь, вот к ЖЖ прикрепили отметочку "Политический ресурс". На этапе создания это действительно превалировало. А когда уже пошла сеточка в России, то туда пошли обычные люди. В Li.ru примерно та же самая история. Сравниваешь демографию — одинаково. Но "лирушечку" стали рассматривать как молодежный сервис. Вот, говорят, пример молодежного сервиса. Мы когда приляпываем наклейки, они потом очень долго отмываются. "ВКонтакте", например, достаточно долго считали порнографическим ресурсом, нарушающим авторские права. На самом деле, на данный момент "ВКонтакте" — это нормальная социальная сеть. Там идет коммуникация между людьми. Там сейчас видео, конечно, смотрят, но если завтра мы это видео отключим, то с "ВКонтакте" ничего не произойдет.

— Вообще Рунет сильно изменился? Про ЖЖ давно говорят, что он умрет, потому что не выдержит конкуренции. Это может случиться?

— Когда я начинал, чат "Кроватка" и т.п. были в числе самых посещаемых. Мы же уже забыли, что были времена, когда "омен.ру", "фоменко.ру" и прочая развлекуха были очень популярны, по посещаемости крупнее, чем все наши крупные игроки рынка. Мы все думали: "Господи, ну, когда же нормальные ресурсы будут нужны?" Представить себе, что "Рамблер", потом "Яндекс" будут так доминировать, было невозможно. Но и чат "Кроватка" до сих пор живет. Конечно, он был когда-то очень большим, а сейчас очень маленький, но по-прежнему живой. Блоги также живые.

Было предположение, что ЖЖ умрет, потому что его заменит Facebook. Но все-таки режим общения надо различать. ЖЖ и блоги — это такой определенный стиль поведения человека, который пишет. Ему даже читатели, по большому счету, не очень нужны, ему даже коммуницировать не надо. А в социальной сети идет коммуникация. То есть просто другой стиль потребления, он все равно остался. ЖЖ убьет, наверное, не Facebook, а техническая неработоспособность, что с ЖЖ очень часто происходит. И люди отваливаются от ЖЖ не по причине того, что им очень хочется уйти в Facebook, во "ВКонтакте", в "Одноклассиники" или куда-то еще, а потому что сервис плохо работает. И люди вынуждены уходить от привычной модели, реализовывать свое право выбора.

Читайте также:

Герман Клименко: С чего начинался Рунет

Интернет: как создается вторая реальность

Читайте последние новости на сегодня, 7 ноября 2014 года

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Обсудить