Эрик Галимов: "Вселенная в двух коробках"

"Чаепитие в Академии" — наша постоянная рубрика. Сегодня писатель Владимир Губарев рассказывает о российским геохимике, академике, директоре Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН Эрике Галимове. Ученый практически "на общественных началах" издал к 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского его полное собрание сочинений.

Читайте также: Чаепития в Академии: Истина прекрасна и в лохмотьях!

Звонок во входную дверь. Открываю. Стройная девушка и чуть позади немолодой мужчина на пороге. Они вручают мне две коробки.

— Это подарок от академика Галимова, — произносит девушка, и тут же исчезает со своим попутчиком.

Я знаю, что подарок необычный — это "полный Вернадский": 24 тома, по двенадцать в каждой коробке.

В тот вечер я еще не догадывался, что теперь моя жизнь теснейшим образом связана с этим подарком Эрика Михайловича. Я раскрою первый том и погружусь в удивительный мир, который раньше был только слегка приоткрыт для меня, а теперь распахнут настежь.

Это мир Владимира Ивановича Вернадского.

В своем письме академик Галимов сообщил, что издание приурочено к 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского и что "издать удалось только за счет средств из научных программ". И далее Эрик Михайлович пояснил: "Обращения в правительственные структуры и неправительственные фонды успеха не имели, хотя указ о юбилее был подписан Президентом".

Что же с нами происходит? Или мы уже полностью потеряли свою память и начинаем забывать, что у нас великие предки?!

К счастью, есть такие люди, как академик Галимов:

"Я, работая над составлением собрания, необыкновенно обогатил себя, хотя проделал всю работу, как раньше было принято, на общественных началах. Уверен, что легкодоступность обращения к мыслям В. И. Вернадского, что дает находящееся под рукой собрание его сочинений, послужит вам подспорьем в вашей очень плодотворной и благородной деятельности".

Он принял научную эстафету от академика Яншина — ученого, чье имя в нашей стране связано как с великими геологическими открытиями, так и с верностью традициям русской научной школы. По мнению Александра Леонидовича, два человека определили науку и искусства ХХ века в России. Это были Вернадский и Николай Рерих. Именно их идеям, мыслям, размышлениям академик Яншин придавал особое значение, мол, нельзя понять Россию ХХ века и ее роль в истории цивилизации, если досконально не изучать творческое наследие этих двух гениев. Не случайно, именно академик Яншин тщательно собирал все, что связано с Вернадским, он начал публикацию его сочинений.

Вернадского он охарактеризовал так: "великий ученый, энциклопедист в области естествознания, кристаллограф, минеролог, геохимик, основоположник биогеохимии и радиогеологии, но в то же время глубокий философ и мыслитель, создатель учения о биосфере Земли и о неизбежности ее преобразования в сферу человеческого разума — ноосферу, в которой все человечество будет объединено и начнет разумно преобразовывать природу для максимального удовлетворения своих материальных и духовных потребностей".

Понятно, что все крупные ученые ХХ века, задумавшиеся о будущем планеты и человечества, не могли не разделять взгляды Вернадского. Однако не все смогли понять всю глубину его идей и выводов. Наверное, для этого следовало познать прошлое планеты. А это уже прерогатива наук о Земле.

Академик Э. Галимов: "Геология в ходе своего развития стала приобретать все больше точек соприкосновения с экологией. По мере расширения объема знаний и объема вмешательства человека в природу понятие окружающей среды трансформировалось из понятия, характеризующего нечто локальное, в понятие, имеющее глобальный смысл. Первым это понял В. И. Вернадский. Он сформулировал теорию ноосферы. Масштабы человеческой деятельности стали соизмеримыми с масштабами геологических процессов. А человеческая деятельность видоизменяет окружающую среду. Она приводит к нарушению сложившихся балансов, связей, порой разрушительно. Но иногда, как надеялся Вернадский, если хорошо понимать природу этих связей, и правильно регулировать вмешательство, оно может быть позитивно. И в этом состоит идея ноосферы, то есть сферы разума. После В. И. Вернадского именно А. Л. Яншин встал во главе этого направления науки, потому что иначе, не мысля экологически, нельзя было дальше работать в геологии".

Академик Яншин был одним из тех ученых и общественных деятелей, который выступили против "переброски северных рек в Каспий", "поворота сибирских рек на юг", возведения грандиозных плотин и прочих "великих проектов ХХ века", которые, безусловно, нанесли бы огромный вред нашей стране, будь они осуществлены.

Академик Э. Галимов: "В.И. Вернадский и А. Л. Яншин были родственными душами, мыслителями. Поэтому оба оказали влияние не только на развитие той области науки, в которой работали, но и на образ мышления, культуру своих современников. А. Л. Яншин был тонким ценителем искусств, обладающим прекрасным художественным вкусом. Он хорошо знал творчество Н. К. Рериха, был лично знаком с С. Н. Рерихом. Глубоко знал поэзию. Однажды довелось у него дома слушать, как он прекрасно читал на память почти целый вечер стихи Гумилева. По поводу нашего вечного поиска причин хозяйственной и житейской неустроенности и рецептов переустройства то путем тотального огосударствления, то приватизации, А. Л. Яншин говорил, что дело не в собственности, а в культуре народа. Сам он был из тех, кто всей своей деятельностью способствовал повышению этой культуры".

Теперь понятно, почему он так ценил Вернадского, который всю жизнь считал, что "человеческая личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность, существующая на нашей планете"?

Академик Э. Галимов: "11 апреля 1985 г. Президиум Академии наук СССР принял постановление об организации Комиссии по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского. Одним из пунктов этого постановления было поручение Комиссии и Редакционно-издательскому совету АН СССР рассмотреть вопрос об издании собрания сочинений В. И. Вернадского.

Однако сразу приступить к собранию сочинений оказалось невозможно, так как многие представлявшие ценность материалы, относящиеся к разным периодам жизни В. И. Вернадского, оставались в рукописях, опубликование которых требовало длительной подготовительной работы… Руководителем Комиссии и ответственным редактором "Библиотеки трудов академика В. И. Вернадского" стал академик Александр Леонидович Яншин. Будучи человеком энциклопедических знаний, очень близким по духу и стилю мышления к В. И. Вернадскому, А. Л. Яншин необыкновенно много сделал для популяризации его идей и широкого признания выдающийся роли В. И. Вернадского в истории отечественной и мировой науки. После ухода из жизни А. Л. Яншина в 1999 г. руководство Комиссией было поручено мне…

За прошедшие годы удалось опубликовать практически все научные труды В. И. Вернадского и большую часть его дневников.

В результате сегодня появилась возможность, наконец, буквально исполнить Постановление Президиума Академии наук от 11 апреля 1985 г. — впервые опубликовать собрание сочинений академика В. И. Вернадского…"

История всегда вносит коррективы в события, участниками которых мы являемся. Так случилось и на этот раз.

Трагические события на Украине, развернувшиеся весной и летом 2014 года, заставляют нас вновь и вновь вспоминать о тех нитях, которые связывают славянские народы. Одна из них, наикрепчайшая, Владимир Иванович Вернадский. Он был одним из организаторов Академии наук Украины, ряда исследовательских центров в разных республиках Советского Союза, в том числе и знаменитого института в Москве, носящего его имя. Самое непосредственное отношение он имел и к университету в Крыму. Символично, что после нынешнего воссоединения Крыма с Россией, новому Федеральному университету в Крыму присвоено имя Владимира Ивановича Вернадского.

Читайте все материалы в серии "Чаепития в Академии"

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист