Две планеты, где могла быть жизнь, исчезли

Внеземная жизнь играет с учеными в прятки

Команда астрономов из Университета штата Пенсильвания во главе с Полом Робертсоном буквально огорошила энтузиастов поиска внеземной жизни, объявив, что двух потенциально обитаемых экзопланет, обнаруженных ранее возле красного карлика Gliese 581, на самом деле не существует. Выяснилось, что ученые ошибочно толковали исходящие из системы сигналы.

В 2007 году астрономы оповестили весь мир об обнаружении в звездной системе Gliese 581 первой экзопланеты, которая располагалась на границе так называемой обитаемой зоны, где потенциально может существовать вода в жидкой форме, а следовательно, и живые организмы. Ей присвоили обозначение Gliese 581 d. В 2010 году было выдвинуто предположение, что система красного карлика включает еще одну экзопланету — Gliese 581 g, расположенная, в свою очередь, в самом центре обитаемой зоны.

В 2011 году планетолог Кристофер Маккей из Научно-исследовательского центра имени Эймса и его коллеги по НАСА выяснили, что поверхность планет, которые вращаются вокруг звезд, называемых красными карликами, может быть покрыта океанами, в которых плавают органические соединения.

Читайте также: Ученые: Культуру на Земле создали пришельцы

Красными карликами называют самые распространенные объекты звездного типа во Вселенной. Они представляют собой маленькие и относительно холодные звезды, которые, согласно астрономической классификации, имеют спектральный класс М или К. Диаметр и масса красных карликов не превышает трети солнечных, температура их поверхности достигает 3500 кельвинов. Звезды этого типа испускают мало света, иногда в 10 000 раз меньше, чем Солнце. Поскольку цикл существования у красных карликов в сотни раз длиннее, чем у звезд, подобных Солнцу, то вероятность развития органической жизни в таких системах достаточно высока. По мнению исследователей, хотя планеты-гиганты в таких системах не способны поддерживать жизнь на своей поверхности, они могут иметь спутники, на которых теоретически существуют условия для развития живых организмов.