Ищите женщину: почему у мужчин без костей не только язык

Научный редактор британской газеты The Guardian Ян Сэмпл (Ian Sample) опубликовал статью о том, почему в ходе эволюции хомо сапиенс утратил "пенисную кость" или бакулюм (baculum), которая существует практически у всех млекопитающих.

У обезьян эта кость по длине не превышает пальца, в то время как у моржей достигает двух футов, пишет Ян Сэмпл. А вот человек ее утратил полностью. Автор считает, что кость бакулюм является "чудом эволюции". Она встречается у млекопитающих и приматов во всем мире, но имеет настолько разную длину, что ученые называют бакулюм самой нестандартной костью из всех существующих.

Не имеющая аналогов разница в размерах бакулюм у различных представителей животного мира побудила ученых "реконструировать" историю эволюции пенисной кости у млекопитающих и приматов.

В ходе исследования выяснилось, что эта кость появилась у млекопитающих более 95 миллионов лет назад, она существовала и у приматов, появившихся на Земле приблизительно 50 миллионов лет назад. В ходе эволюции кость бакулюм росла в размерах у некоторых животных и уменьшалась у других. Например, у макак, которые весят в среднем 10 кг, эта кость имеет длину 5 сантиметров. Это в пять раз больше, чем у мангабеев — приматов, более крупных, чем макаки.

Ученые Лондонского университета Кит Опай (Kit Opie) и Матильда Бриднл (Matilda Brindle) говорят, что пенисная кость длиннее у тех самцов, для которых характерно "продолжительное проникновение". Проще говоря, тех, чье семяизвержение занимают больше трех минут. "Эта стратегия помогает самцу оплодотворить самку, не позволяя это сделать в следующую же секунду самцам-конкурентам", — отмечают исследователи. То есть она помогает соблюдать моногамию хотя бы несколько минут, а не секунд.

"Вероятно, люди утратили бакулюм по мере того, как доминирующей стратегией размножения становилась моногамия, ученые считают, что этот процесс начался порядка 1,9 миллиона лет назад. В моногамных отношениях мужчине не требуется продолжительного времени для полового акта, поскольку партнерша навряд ли вступит в любовные отношения с другими мужчинами", — пишет Ян Сэмпл.

Он снова цитирует слова Кит Опай: "Мы полагаем, что у людей кость бакулюм исчезла из-за того, что изменился формат совокупления. Это могло стать последним гвоздем, вбитым в гроб и без того исчезающей пенисной кости, которую не унаследовали потомки-люди. Необходимость в ней снижалась по мере сокращения конкуренции среди самцов. Мы относимся к тем живым существам, у которых собственно половой акт занимает меньше трех минут".