Слоны различают языки различных народов

Слоны оказались замечательными лингвистами

Могут ли животные различать языки различных народов? Как выяснили недавно зоологи из Великобритании, да, могут. Впрочем пока что можно утверждать, что выдающимися этнолингвистическими способностями обладают лишь африканские саванные слоны, без всяких проблем различающие на слух языки масаев и камба. Но не исключено, что они не одни такие умные.

Вообще, еще совсем недавно считалось, что выучить или просто понять язык, на котором говорит живое существо, принадлежащие к другому виду, способен только человек и его ближайшие родственники из числа человекообразных приматов (например, гориллы и шимпанзе). Однако после того, как два года назад ученые из Франции выяснили, что дельфины легко понимают языки "приматов моря" других видов и даже говорят на них (чего никогда не получалось у людей), то человек сразу же утратил "монополию" на данное свойство. Последовавшие же за этим открытием новые эксперименты показали, что способность понимать "иностранные" языки вообще достаточно широко распространена в мире животных.

Так, выяснилось, что, оказывается, некоторые шмели постоянно "подсматривают" танцы пчел-разведчиц для того, чтобы понять, где именно находятся цветы с большим количеством пыльцы и нектара. Такая шпионская деятельность помогает данным насекомым, которые летают куда хуже пчел, сэкономить время и силы на поиск нужных растений. А божьи коровки, оказывается, могут понимать язык своих врагов — муравьев, которые постоянно отгоняют этих жуков от своих "домашних животных", то есть тлей. Расшифровав "переговоры" охранников, божья коровка определяет, насколько хорошо охраняется тлевое пастбище и каковы ее шансы проникнуть туда незамеченной.

Читайте также: Дельфины по ночам занимаются… лингвистикой

Итак, как видите, знание "иностранного" языка дает большое эволюционное преимущество — если ты понимаешь его, то можешь знать о том, что происходит у соседей по экосистеме, каковы их планы, намерения и достижения. Ну а владея подобной информацией, животное может использовать ее с выгодой для себя. Например, узнав о предполагаемой агрессии против него, подготовиться к ее отражению — как это, оказывается, научились делать африканские саванные слоны (Loxodonta africana).

Напомню, что у этих живых существ, являющихся самыми крупными сухопутными животными на планете, до появления человека вообще не было естественных врагов. Впрочем и люди стали представлять для этих гигантов серьезную опасность только тогда, когда ввели в свой обиход огнестрельное оружие — до этого охоты на слонов были достаточно редкими. Однако помимо прямого уничтожения особей саванного слона, представители рода человеческого в какой-то момент стали конкурировать с ним за экологическую нишу — ведь эти прожорливые гиганты наносили урон как скотоводству, так и земледелию обитателей Черного континента. Неудивительно, что в какой-то момент человек стал применять превентивные меры к ушастым четвероногим "агрессорам", то есть просто прогонять их подальше от своих поселений.

Исходя из этого, казалось бы, слонов должна была настораживать любая человеческая речь, которую они слышат (а слух у них весьма и весьма хороший), однако исследования группы зоологов из Сассекского университета (Великобритания), которой руководила профессор Карин Маккомб, показали, что это не совсем так. Во время работы в национальном парке Амбосели (Кения) ученые провели любопытный эксперимент — они записали на магнитофон фразу "Погляди-ка туда, сюда идут несколько слонов", после чего дали послушать ее нескольким стадам этих гигантов, состоящих из взрослых самок с детенышами. Причем в одном случае эта фраза была произнесена на языке масаев — полукочевых скотоводов, которым часто приходится убивать слонов в борьбе за воду и пастбища и которых эти животные боятся. В другом же случае аналогичную фразу произносили на языке камба — оседлых земледельцев, которые редко конфликтуют со слонами.

В результате было установлено, что когда слоны слышали эту фразу на языке масаев, то сразу же настораживались и сбивались в плотную кучу, демонстрируя типичное для этих гигантов поведение по отражению возможной агрессии. Услышав же речь камба, слоны несколько минут вслушивались в нее, а потом продолжали спокойно пастись, не демонстрируя никаких особых признаков тревожного поведения. Обработав результаты наблюдений, ученые выяснили, что тревожность слонов из-за раздающейся рядом речи масаев возрастала в два раза по сравнению с таковой камба. Более того, как оказалось, слоны не только отличали один язык от другого, но и понимали, кому из членов племени принадлежит голос.

Последнее выяснилось после серии других экспериментов — ученые записали эту фразу в исполнении женщин, детей, пожилых людей и зрелых мужчин из народа масаев, после чего снова дали прослушать ее слонам. Так вот, тогда, когда ее произносил детский, женский или старческий голос, слоны, хоть и демонстрировали беспокойство, тем не менее в группу все-таки не собирались. Причины этого вполне понятны — животные привыкли к тому, что женщины, дети и старики масаев сами по себе не причиняют им больших неприятностей. Настороженность же, судя по всему, объяснялась тем, что слоны на основе предшествующего опыта предполагали, что рядом с ними могут быть и взрослые мужчины-охотники, от которых лучше держаться подальше.

Также биологи установили, что реакция стада на фразу, сказанную на языке масаев, зависела и от жизненного опыта его лидера. Так, если вожаком стада была самка, чей возраст превышал 42 года, то слоны вообще не беспокоились, услышав голос женщины или ребенка. Если же во главе группы стояла куда более молодая самка, то в 40 процентах случаев слоны начинали беспокоиться даже услышав детский или женский голос. Ученые предполагают, что подобная ситуация связана с культурной памятью популяций — в последнее время масаи редко охотятся на слонов, поэтому молодые животные просто не знают, кого именно нужно особенно остерегаться, то есть у них просто не хватает "негативного" опыта.

Подводя итоги своей работы, ученые высказали одно интересное предположение — не исключено, что слоны, услышав рядом с собой речь "опасных" представителей рода человеческого, предупреждают об их появлении и своих соседей. На это умозаключение ученых навел тот факт, что после того, как слоны слышали речь масаев, они начинали издавать громкие трубные звуки. Записав и проанализировав их, зоологи поняли, что эти сигналы весьма отличаются от других тревожных "оповещений" — например, от тех, которые слоны издают, обнаружив неподалеку пчелиное гнездо (напомню, что эти гиганты до смерти боятся пчел) или от сигналов, издаваемых при пожаре в саванне.

Итак, похоже, слоны действительно способны отличать один человеческий язык от другого. Интересно, что данная способность, судя по всему, появилась у них не так давно — не более тысячи лет тому назад, когда языки группы банту (к ним относится наречие камба) окончательно разошлись с языками восточно-нилотской группы (включающей наречие масаев). Однако в реальности, судя по всему, это произошло куда позже — около 500 лет тому назад, когда масаи, прежде не часто охотившиеся на слонов, пришли из верховьев Нила на земли Кении и начали активное истребление этих гигантов африканских саванн. Ну а полвека — это очень короткий срок для возникновения устойчивого стереотипа поведения у животных, которые не обитают в людских поселениях.

Читайте также: И среди шмелей встречаются Штирлицы

Поэтому не исключено, что не только слоны за столь короткое время научились различать особенности людского говора. Может быть, и другие животные, обитающие в том числе и на российских просторах, умеют по звуку голоса определить, кто в данный момент находится рядом с ними — безобидный турист из Западной Европы или же местный житель, который редко отправляется на природу без ружья. Может быть, именно с этим и связаны зачастившие в последнее время парадоксальные случаи, когда в один и тот же день лоси, кабаны и другие обитатели наших лесов нормально реагировали на приближение экотуристов, но сразу же прятались при появлении в лесу тех, в ком они не без оснований подозревали охотников…

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *