Ранняя диагностика шизофрении

Шизофрения рождается... в носу?

Как распознавать шизофрению или предрасположенность к ней до того, как у человека начнутся серьезные проблемы с психикой, и он окончательно выпадет из нормальной жизни? Обычно диагноз "шизофрения" ставится уже на основании имеющихся симптомов, а значит — в тот момент, когда заболевание уже началось и прогрессирует. Ученые из Тель-Авивского университета открыли простой метод диагностики шизофрении. Вероятно, в будущем этот метод поможет "перехватывать" тяжелое заболевание в самом начале.

Ученые из Тель-Авивского университета обнаружили, что обонятельные нейроны из верхней части носа у шизофреников отличаются от аналогичных клеток здоровых людей. Выяснилось, что у больных шизофренией значительно повышен уровень одной из микрорегуляторных РНК в этой области. Микро-РНК играют роль в регуляции генетической активности — поэтому вполне возможно, что связь этой патологии и шизофрении не случайна. Это исследователи намереваются проверить в ближайшем будущем.

Читайте также: От галлюциногенов мозг рассыпается

Но уже сейчас корреляция между различием обонятельных нейронов шизофреников и здоровых людей способна помочь выявить заболевание. Прелесть данной методики в том, что для теста требуется лишь небольшая манипуляция под местной анестезией. Речь не идет, к примеру, о глубокой биопсии мозга, или о многолетнем наблюдении пациента, который к моменту манифестации (проявления) заболевания может уже значительно выпасть из социума, потерять работу и контакт со здоровым окружением. Анализ спектра микро-РНК не занимает много времени. Что еще более важно — эти данные намного надежнее, чем результаты традиционной диагностики, которая до сих пор была основана на беседах с больными и их родственниками.

Правда, пока неясно, когда появляются изменения в обонятельных микро-РНК: в самом начале или даже еще до заболевания, или же в то время, когда оно началось. Исследователи надеются, что полученный диагностический метод поможет "схватывать" и лечить шизофрению в самом зародыше.

Открытие израильских ученых — не единственное свидетельство изменений на биохимическом уровне, сопровождающих шизофрению. В 2011 году появилась информация о том, что шизофрения сопровождается слуховыми нарушениями. Пока неясно, что в данном случае является причиной, а что — следствием. Однако исследователи из Университета Пенсильвании установили, что виновником слуховых галлюцинаций шизофреников может оказаться повреждение генетической информации в генах белка дисбиндина. Данная мутация нередко встречается у больных шизофренией, что уже давно наводило ученых на мысли о взаимосвязи этих явлений.

Мутации в гене дисбиндина ведут к нарушению функционирования нейронов-регуляторов, которые руководят информационными потоками, идущими от слуховых рецепторов. Еще в 2002 году была обнаружена связь одной из аллельных вариаций гена дисбиндина (DTNBP1) с шизофренией. Дальнейшие исследования не дали стопроцентного подтверждения этой версии, но DTNBP1 остается одним из так называемых "кандидатов" — генов, потенциально связанных с развитием какого-либо заболевания. В данном случае — шизофрении.

В клетках подопытных мышей со "сломанным", то есть мутировавшим дисбиндином эти нейроны переставали выполнять свою функцию — соответственно нарушался и процесс анализа звуковой информации, поступающей в мозг. Причем речь идет не о нарушениях самого слуха, а скорее о нарушении восприятия тех звуков, которые мы улавливаем. Вполне возможно, что именно этот механизм лежит в основе шизофренических галлюцинаций.

В 2006 году у мутации дисбиндина обнаружили еще одну взаимосвязь с шизофренией. Психиатры из больницы Zucker Hillside при Институте медицинских исследований Файнштейна вместе со специалистами Гарвардского партнерского центра генетики и геномики в Бостоне открыли ген, который предположительно влияет на уровень интеллекта. Как ни странно, этим геном оказался все тот же ген белка дисбиндина-1 (DTNBP1).

Читайте также: Паранойя приходит… но с опытом!

Работа этого гена влияет на качество и индивидуальные особенности когнитивных навыков (т.е. способности к усвоению и обработке информации). Нарушения же данного гена ведут к ухудшению познавательных способностей, которые часто сопровождают шизофрению. Помимо ослабления способности к запоминанию и пониманию нового, шизофренические когнитивные расстройства включают в себя навязчивые идеи: манию преследования, страх перед инопланетянами, вторжения в мозг больного, идеи глобального заговора и тому подобные.