Мельница мифов: кто такие асигару?

Про самураев, японских воинов, фактически тождественных рыцарскому сословию эпохи Средних веков, наверное, все слышали. Про ниндзя, воинов-шпионов (в Японии их еще называли синоби), мы уже рассказывали. Но вот кто такие асигару и какую роль они играли в войнах средневековой Японии, знают далеко не все. Не все даже правильно произносят это название.

В средневековой Японии, так же как и в Европе самой многочисленной частью населения было крестьянство и вот из них-то в самурайские войска и набиралась многочисленная пехота асигару, что в переводе с японского означает "легконогие". То есть в этом названии содержится намек на то, что они часто сражались босиком и на ногах вместо брюк у них были что-то больше похожее на современные шорты. Этим-то в первую очередь они и отличались от самураев, носивших традиционные штаны хакама.

О том, как сражались асигару, мы можем узнать из книги самурая Нацудайра Изу-но-ками Набуоки, написанной им в 1650 году и называвшейся "Зобьо Моноготари" или "Рассказ солдата", причем историки считают, что это один из самых замечательных документов, появившихся тогда в Японии. Будучи написана очевидцем многих сражений (его отец был командующим одной из армий в сражении при Симобаре в 1638 году), она очень правдива, чего нельзя сказать о многих хрониках того времени. К тому же другие подобные работы посвящены в основном самураям, в то время как "Зобьо Моноготари" — единственная книга о простых пехотинцах асигару.

Оригинальное издание "Зобьо Моноготари" находится в Токийском национальном музее и содержит уникальные рисунки воинов асигару, одетых в цвета клана Мацудайра. Издание в деревянном переплете с иллюстрациями, выполненными графически, вышло в свет в 1854 году. В основном "Зобьо Моноготари" посвящена опыту ведения боевых действий и описанию того, как три специализированных подразделения асигару, а именно: аркебузиры, лучники и копьеносцы должны вести себя перед лицом врага. И те выдержки, что приводятся ниже, впервые проливают свет на ранее неизвестную сторону военного дела японской пехоты. Описывая действия аркебузиров, автор показывает, какая большая ответственность лежала на плечах младшего офицера ко-гасиру, который вполне мог оказаться и незнатным человеком: "Пока враг еще находится далеко, он раздает патроны, которые аркебузиры кладут в патронташи, находящиеся у них сбоку и расположенные таким образом, что при приближении врага их можно было оттуда быстро извлечь.

Когда враг появляется, вставляют фитиль. Этот приказ отдается, когда враг находится на расстоянии 100 метров. Если же он вдруг разорвется, или же неправильно будет вставлен огонь, запал может погаснуть. Поэтому солдаты должны иметь по несколько запасных фитилей. Патроны могут быть израсходованы очень быстро, поэтому, чем не скорее они пополнят свой запас, тем лучше. В противном случае стрельба будет идти с перерывами. Необходимо соблюдать следующие правила: сначала на одну сторону вешается кожаный чехол, в котором носят аркебузу, затем два или даже пять шомполов прикрепляются к ремню с правой стороны сбоку".

Мацудайро Набуоки дает важные советы стрелкам: "Забивая заряд, двигайте шомполом вверх-вниз до самого края ствола. Если делать это с наклоном, то можно угодить в глаз своему товарищу, поэтому лучше двигать им вертикально вверх-вниз". Дальше он пишет и как лучше стрелять: "Выстрелив сначала по лошадям, нужно перенести огонь на всадников. В этом случае будут падать как лошади, так и всадники, это нанесет врагу большой ущерб". "Зобьо Моноготари" признает, что как только врагу удастся приблизиться на определенное расстояние, аркебузиры становятся бесполезными, поэтому автор советует, как лучше в этом случае сражаться под защитой копьеносцев.

Асигару должны были умело пользоваться холодным оружием: "Если враг подходит близко, а на ваше место подоспели копьеносцы, временно отойдите вправо или влево, уберите шомпол, положите аркебузу в чехол и действуйте мечами. Цельтесь в шлем, но если мечи тупые, наносите удары в руку или ногу врага, чтобы их повредить. Если враг находится далеко, можно почистить ствол; в этом случае лучше всего заранее порох в аркебузу не насыпать. Когда враг вне пределов видимости, необходимо нести аркебузу на плече". Другим подразделением в армии самураев были лучники. Они использовались как в перестрелках, так и на огневой линии. Как и в случае с аркебузирами, ими также командовал ко-гасиру.

"Когда враг еще далеко, очень важно не тратить попусту стрелы. Ко-гасиру следит за этим и даст команду открыть стрельбу, когда враг подойдет ближе. Очень трудно определить, какое расстояние должно быть до противника, чтобы стрельба была эффективной. Нельзя прекращать стрельбу, иначе противник начнет стрелять в ответ. Что касается расположения лучников, то они располагаются между аркебузирами и прикрывают их, когда те перезаряжают свои аркебузы. Стрелы выпускаются как раз в тот момент, когда аркебузы перезаряжаются. Когда враг наступает плотной массой, разделитесь на две группы и открывайте огонь. В случае, если вас атакует кавалерия, стреляйте по лошадям".

Как и аркебузиры, лучники должны быть готовы к рукопашной схватке: "Когда стрелы в колчане заканчиваются, не надо использовать все стрелы до последней, а нужно построиться в линию, которая позволяет продолжать стрельбу и вступить в рукопашный бой. Если вас вынуждают отступить, отойдите под защиту копий, затем вновь начинайте стрелять. Такая тактика приносит успех. Если вы будете вынуждены стрелять, глядя вверх на лица солдат противника, вы можете не отразить их натиск".

Далее "Зобьо Моноготари" рассказывает об оружии, к которому стали прибегать недавно, и которое помогло усовершенствовать технику рукопашного боя лучников. Это юми-яри — луки, к которым прикрепляется наконечник копья. О них не упоминается в военных хрониках, потому что их начали использовать в ранний период Эдо: "Со времени ведения безрезультатных войн луки превратились в копья юми-яри, которыми можно было наносить удары в щели лицевой маски и кольчуги. Затем вынимают длинный и короткий мечи и атакуют противника, нанося удары по рукам и ногам. Тетива лука должна быть свернута таким образом, чтобы она не порвалась".

Читайте также: Мельница мифов: из неаполитанца в Наполеона

Таким образом, древнее и почти что священное искусство стрельбы из лука перешло от самураев к крестьянам, которые в свою очередь использовали луки только затем, чтобы поддерживать своей стрельбой аркебузиров, пока они заряжали свои убийственные аркебузы. "Боезапас" для лука у асигару состоял из 25 стрел, что примерно равнялось количеству стрел и у английских, и монгольских лучников. Однако у асигару в свою очередь были невооруженные слуги вакато и комоно, среди которых были специальные подносчики стрел, таскавшие их в огромных колчанах вроде ящика, помещавшегося на спине и вмещавшего сразу 100 стрел.

Своеобразное использование лука в качестве копья можно считать оправданным, поскольку японский лук по сравнению с другими обладал интересными особенностями: во-первых, он был очень длинным — от 180 до 220 см, а, во-вторых, ассиметричным, то есть, место для наложения стрелы находилось на нем гораздо ниже середины тетивы.

Стрельба велась из положения стоя, с колена или верхом на коне и делилась на четыре стадии: приветствие, подготовка к прицеливанию, прицеливание и пуск стрелы.

Воин должен был сохранять абсолютное спокойствие и при этом не думать ни о цели, ни о попадании в нее. В луке и стрелах стреляющему полагалось видеть лишь "путь и средства" для того, чтобы стать причастным к "великому учению" стрельбы, а стрелы должны были найти себе цель сами! Несмотря на кажущуюся нам странность такого выстрела, стреляли японцы достаточно эффективно; выпущенная из японского лука стрела могла поразить цель на расстоянии около 500 метров, а в мишень опытный стрелок, даже если она была размером с собаку, мог попасть даже с дистанции 150 метров.

Выделывались луки из первосортной бамбуковой древесины. Древки стрел также делали из бамбука или ивы, оперение — из перьев орла, а наконечники — из железа, меди, рога или кости, которые если и не пробивали доспехи у всадников, то ранили их лошадей.

Последние исследования показали, что копья, которыми пользовались асигару, были намного длиннее, чем это предполагалось ранее, и были сродни европейским пикам. До перевода "Зобьо Моноготари" было невозможно сказать наверняка: как пользовались этим оружием, поскольку огромные копья с длинным клинком в случае неправильного использования могли быть одинаково опасны как для врага, так и для товарищей по оружию. Поэтому неудивительно, что некоторые из наиболее ярких описаний "Зобьо Моноготари" посвящены именно технике владения копьем.

Длина копья асигару, котороеназывалосьного-яри,инеобходимостьдлянихсинхронноговладенияэтиморужием, требовалиналичия специально разработанных и заученных телодвижений. В "Зобьо Моноготари" сказано: "После аркебуз и луков в сражение вступают копья. Прежде чем вступить в бой, положите чехол от копья внутрь муна-ита (металлического нагрудника). Чехлы или ножны от копий с длинным древком должны быть прикреплены на поясе сбоку". В отличие от самураев, которые рассматривали копья как средства для нанесения удара, асигару должны были, прежде всего, их удержать и действовать ими в едином ритме.

При этом техника боя копьем предполагала в первую очередь поражение именно коня. "Когда сталкиваетесь в бою с вражеской кавалерией, удар в живот лошади заставит ее встать на дыбы и сбросить всадника".

"Постройтесь в одну линию с интервалом в один метр, не потрясая каждый своим копьем, но будучи готовыми встретить противника дружным частоколом копий. Если вас атакует кавалерия, постройтесь в один ряд и встаньте на одно колено, положите копье и ждите. Когда противник подойдет на расстояние чуть больше длины копья, поднимите копье, целясь наконечником в грудь лошади, и старайтесь изо всех сил удержать копье, когда оно пробьет грудь животного! И даже неважно, кого вы пронзили — всадника или лошадь, вам может показаться, что у вас вырывают копье из рук.

Здесь очень важно, чтобы не случилось, обязательно его удержать, а затем расстроить атакующие ряды противника. После отражения атаки достаточно преследовать противника не более нескольких десятков метров". Эта часть описания заканчивается советом, как глубоко нужно вонзать копье в тело врага. Ограничением удара должно было служить мекуги — приспособление, которое прочно прикрепляло основание клинка к древку; "вонзайте копье в тело не далее, чем до мекуги, чтобы вы могли без особых усилий вынуть его обратно… Удачное пользование копьем требует хорошей подготовки и состояния постоянной боевой готовности".

Лучшей иллюстрацией согласованных действий асигару с копьями служит описание атаки замка Юзавы, при этом особое внимание обращается на одновременное развитие её и с фронта и с фланга: "Чозаемохио Садахира и Чикури Хейу Сорин с 500 солдатами, поддерживаемые 500 воинами под командованием Есидо Магоичи и Нисино Сури, построились в одну линию с копьями наперевес. Восемнадцать копьеносцев поддерживали их с флангов. Они вонзились в плотную толпу вражеских солдат и завершили их окружение". Теперь, если обобщить советы асигару по технике и тактике боя с применением длинных копий, получится следующий набор рекомендаций:

1. Образуйте ряды с интервалом в один метр.2. Обнажите оружие, сохранив ножны.3. Кавалерию встречайте, стоя на одном колене, положив копье рядом.4. По команде вставайте, поднимая копье.5. Всем шеренгам держать копья ровно.6. Направляйте копье левой рукой, наносите удар правой рукой.7. Вонзайте копье на определенную глубину и удерживайте его.8. Преследуйте противника как указано.

То есть все действия японских асигару были очень похожи на действия европейской и, прежде всего, швейцарской пехоты, которая именно стеной длинных пик, установленных одна к одной, могла сорвать любую атаку рыцарской конницы. А тем временем арбалетчики и аркебузиры расстреливали ее из своего оружия, не опасаясь, что оно у них медленно заряжается.

В то же время в отличие от европейских солдат практически все асигару, включая аркебузиров, имели защитные доспехи, хотя и более легкие, чем те, что были у самураев. Как правило, доспех асигару состоял из конического железного шлема джингаса, который являлся точной копией крестьянской шляпы из рисовой соломы и двухсторонней кирасы-до, к которой обычно крепились детали панцирной юбки — кусадзури, очень похожей на латные набедренники пикинеров. Использовались также металлические пластинки для защиты рук, ног и предплечья — либо нашитые на ткань, либо крепившиеся поверх одежды при помощи завязок из ткани. На груди и спине панциря асигару, а также на шлеме спереди очень часто изображали эмблему клана, которому служил данный асигару. С другой стороны, сам Иеясу Токугава рекомендовал асигару использовать свои шлемы для варки риса, так что вряд ли после этого изображения на шлеме могли сохраниться, либо для торжественных случаев их каждый раз рисовали вновь.

Продолжение следует…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить