Кожным зудом можно "заразиться" при визуальном контакте

Кожный зуд заразителен... даже визуально!

Кожным зудом можно "заразиться" при визуальном контакте, обнаружили психологи. Если рядом кто-то почесался, окружающие тут же начинают скрести себя в разных местах. Эффект заразности некоторых действий хорошо известен на примере зевоты. При копировании жестов окружающих в мозге активируется зона, ответственная за сопереживание. Правда, такое эмпатическое свойство не всегда действует нам во благо, как видно на примере с чесоткой.

Феномен "визуального заражения" кожным зудом заинтересовал психологов из Манчестерского университета (Великобритания). Они решили удостовериться, действительно ли это так, и провели эксперимент. В нем участвовали 30 человек, которым показывали разные картинки: на одних были насекомые (мошки, муравьи), сидящие или ползущие по коже, на других демонстрировалась кожа с явно чешущейся сыпью, на третьих был здоровый кожный покров. Испытуемым показывали также снимки насекомых, которые обычно не ассоциируются с зудом, например, бабочек.

Читайте также: Рукопожатие как источник наслаждения

Психологи спрашивали, чувствует ли человек зуд, когда смотрит на ту или иную картинку, и одновременно следили за тем, как часто участники эксперимента чесались. Как пишут исследователи в журнале British Journal of Dermatology, если человек видел нечто, что вызывает зуд, он сам испытывал желание почесаться. Но до реального почесывания доходило чаще всего не при взгляде на "зудящие" картинки, а в тех случаях, когда рядом с испытуемыми кто-то чесался.

Эти психологические наблюдения вполне согласуются с нейрофизиологическими данными. Ранее проведенные исследования показали, что в тот момент, когда человек чешется сам и когда видит, как это делает кто-то другой, у него в мозгу активируется одна и та же область. Заразительность зевоты служит предметом постоянных шуток. Но чем она объясняется с научной точки зрения?

Американские ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 10 студентов. Им показали видеозаписи с зевающими людьми, одновременно подвергая их мозг магнитно-резонансной томографии. Было отмечено, что зевают только те студенты, у которых наблюдается особая активность в областях мозга, отвечающих за сопереживание.

Зевота в данном случае является имитативным поведением: давно подмечено, что человек, настроенный на волну собеседника, невольно копирует его жесты. Этот прием даже предлагают нарочно использовать в целях завоевания чьего-либо расположения: мол, копирование собственных жестов человек считывает как симпатию к нему и отвечает взаимностью. В большинстве случаев так и происходит.

Способность к "зеркальности" наблюдается не только у людей. Недавно итальянские этологи, три месяца наблюдавшие за группой из восьми бонобо (Pan paniscus), сообщили, что у этих обезьян, как и у людей, зевота заразна. Данное явление ранее было обнаружено еще у двух видов приматов — обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes) и гелад (Theropithecus gelada). Как и у людей, заразность зевоты у обезьян имеет социальные корни. Более того, обезьяна с большей вероятностью зевнет, увидев зевок родственника или друга, чем животного, не связанного с наблюдателем тесными связями (то же самое отмечено и у людей).

Наблюдения итальянских ученых еще раз подтверждают гипотезу отом, что заразительная зевота отражает способность к эмпатии. По версии английского врача Малькольма Уэллера, эта особенность зевоты выработалась в результате эволюции. Зевок соседа воспринимался как сигнал ко сну, стадные животные привыкли спать вместе, при этом согревая и оберегая друг друга.

К сожалению, физиологическая подражательность, доставшаяся нам от предков, не всегда идет во благо.

К примеру, пару лет назад ученые выяснили, что в компании подруг с хорошим аппетитом женщины начинают есть больше, даже если не голодны. Если сотрапезник нам приятен, мы "включаем" подражательную реакцию. Этот эффект сильнее выражен у представительниц прекрасного пола, говорят ученые. То же происходит и с алкоголем — глядя, как ваш собеседник опустошает стакан, вы невольно тянетесь к своему. Людям, которые воздерживаются от алкоголя, в таких случаях лучше наливать себе стакан воды или морса, иначе они рискуют перебрать.

"Визуальная" чесотка, открытая английскими психологами, тоже на самое приятное явление. Но гораздо более деструктивное влияние подражательности можно было наблюдать во время так называемых психических эпидемий, вроде массовых плясок святого Витта, нередко случавшихся на улицах европейских городов во времена Средневековья.

В 1374 году десятки деревушек, расположенных вдоль берегов Рейна, охватило странное безумие — "танцевальная чума" (она же — пляска святого Витта). Сотни людей на улицах прыгали и тряслись в полной тишине. Они выделывали коленца по нескольку суток без еды и сна, пока не падали от усталости. Следующая вспышка "танцевальной чумы" была зафиксирована в Страсбурге в 1518 году. Фрау Троффеа внезапно вышла на улицу и пустилась в пляс. Почтенная фрау не могла остановиться несколько дней, но самым странным было то, что к ней присоединялись новые и новые люди.

В течение недели Троффеа заразила танцевальной лихорадкой еще 34 человека, а к концу месяца их число возросло до четырехсот. Разумеется, они не танцевали целый месяц — большинство падали и умирали от истощения, инсультов и сердечных приступов. Затем "танцевальная чума" внезапно прекратилась: те, кто еще плясал на улицах, вдруг перестали танцевать и разошлись по домам.

Вспышки "эпидемии танцев" ученые объясняли склонностью людей к подражательным жестам. Разумеется, свою роль сыграли и суеверия, и внушаемость "зараженных". Чем более массовыми становились пляски, тем более гипнотический эффект они имели на зрителей, и потому число плясунов росло. По мере того, как некоторые из них валились с ног от усталости или падали замертво, снижалась и массовость плясок, эпидемия постепенно шла на спад.

Читайте также: Звук и свет как способы успокоения

Говорят, что помочь одержимым странными танцами могли музыканты. Они выходили на улицы, где танцевали безумцы, и играли нарочито печальную и медленную музыку. Музыка, как известно, имеет сходный эффект влияния на настроение и даже скорость реакций. Медленно звучащая музыка, которая контрастировала с хаотичными подергиваниями танцующих, выводила многих людей из транса.

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить