Необычное изобретение

Курьезы науки: стрельба по врагу отходами

Россия всегда славилась своими изобретателями, а они, в свою очередь, — обилием оригинальных идей, хотя некоторые из них можно назвать… ну, пожалуй, чрезмерно оригинальными. Так, Александр Семенов не так давно запатентовал интересный способ удаления отходов человеческой жизнедеятельности из танка. Он считает, что это нужно делать через пушку.

На самом деле, если разобраться, ничего смешного тут нет. Дело в том, что проблема туалета для танкистов (точнее говоря, его отсутствия) стояла с того момента, как первый танк сошел с заводского конвейера. Конструкторы, спроектировавшие его, напрочь забыли о такой важной детали внутреннего интерьера машины. Правда, в те времена никто не подозревал, что танкистам придеться проводить в машине более двух-трех часов — танки Первой Мировой войны задумывались как машины, которые нужны лишь для того, чтобы прорвать линию вражеских укреплений.

Однако время шло, танк совершенствовался, а вот туалет в нем все так и не появлялся. И уже во Второй Мировой войне это неудобство стало сказываться на боеспособности экипажей. К 1942 году стало ясно, что, несмотря на стройную теорию взаимодействия мотопехоты с танкистами, последние иногда вынуждены сутками отбиваться только от той же пехоты, но уже вражеской, причём в гордом одиночестве. В результате покинуть машины танкисты не могли — их сразу же подстреливали вражеские снайперы.

Читайте также:Мельница мифов: оружие, которого не было

Приходилось использовать для удаления отходов самые грубые методы. Например, справлять нужду через аварийные люки в днище танка. Однако вы можете представить, сколько "добра" скапливалось под ними за сутки! Неудивительно что танкисты для того, что бы не задохнуться от вони, были вынуждены переезжать с место на место. Это приводило к утере выгодной позиции, демаскировки своего местоположения да и излишней трате горючего.

Немецкие солдаты также пытались найти выход из положения — например, они пытались использовать в качестве "ночных горшков" гильзы, а также бидоны и консервные банки большой высоты. После все это хозяйство выбрасывалось на нейтральную полосу. Однако новобранцы, которые еще не имели надлежащего опыта в "горшкометании" часто не могли докинуть этот "снаряд" туда, куда надо. В результате советские воздушные разведчики без проблем могли отличить ложные огневые позиции от настоящих именно по отсутствию около них такой тары.

Проблема была отчасти решена после войны, когда танки оснастили вакуумной канализацией. В те годы многие считали, что в последствии все войны будут вестись с применением ядерного оружия и, следовательно, экипаж не сможет покинуть машину долгое время. Для того, что бы эта канализация работала, используется эжекционная система удаления выхлопных газов дизельного двигателя танка.

Однако, по мнению многих экспертов, основным недостатком ее является тот факт, что при этом расходуется лишнее горючее (во время боя его нехватка может привести к гибели машины и экипажа), а также то, что незапланированная работа двигателя все равно демаскирует позицию. При современных методах наблюдения даже легкие выхлопы заметить достаточно просто. Поэтому над проблемой удаления отходов танкистов до сих пор работают различные специалисты, как военные, так и гражданские.

И, пожалуй, самое курьезное предложение для решения этой проблемы предложил отечественный изобретатель Александр Георгиевич Семенов. Он, кстати, на тот момент являлся обладателем уже 200 с лишним патентов, и соответственно, этот стал для него 201-ым. Он предложил специальную конструкцию 125-миллиметровых снарядов, которыми экипаж мог бы пользоваться как… "ночными горшками". А после выстреливать их в сторону противника, нанося тому как материальный (ибо какое-то количество взрывчатых веществ в этом снаряде все-таки есть), так и психологический урон.

Согласно его методике, для отправления нужды следует использовать снаряды безгильзового типа. Учитывая, что калибр нашего основного гладкоствольного танкового орудия равен 125 мм, никаких специальных переделок оного под данный снаряд производить не придется… В нижней части такого летающего "ночного горшка" помещается небольшое количество взрывчатого вещества. Ну, а дальше все просто — как "горшок наполнился,так его нужно зарядить в пушку и… Ну сами понимаете.

Вот как этот процесс и его возможные последствия описывает сам изобретатель: "Заряженную спецвыстрелом пушку наводят либо в безопасную зону, либо на какую-либо вражескую цель, достойную содержимого… спецвыстрела, после чего производят выстрел… При наличии взрывного устройства спецснаряда последний взрывается. Кроме поражающих факторов, значение которых в данном случае второстепенно, имеет место военно-психологический положительный эффект.

Таковым следует считать осознание личным составом факта "доставки" и тем более распределения по площадям (материальной части и обмундированию противника), а также возможная информированность об этом других бойцов и противника. В результате… повышается боевой дух личного состава, улучшается психологический климат в изолированном пространстве… в условиях многодневного пребывания личного состава в опасных, неблагоприятных для жизнедеятельности условиях".

Интересно также, что формально подобный тип оружия не может быть причислен к химическому или бактериологическому, поскольку отходы жизнедеятельности человека в норме содержат лишь условное количество патогенных микробов. Однако в реальности некоторый бактериологический эффект данные спецвыстрелы, скорее всего, будут иметь. Ведь та бактерия, что безвредна для жителя одного региона Земли, может быть смертельно опасной для обитателя других мест. Известно немало случаев, когда бойцы одной армии заболевали при контакте с возбудителем инфекции, который "приехал" в телах их противников.

Тем не менее, несмотря на то, что автор утверждает о своем приоритете, у меня создается представление о том, что эту идею изобретатель позаимствовал у вышеупомянутых немецких танкистов времен Второй Мировой войны. Или же, возможно, ему ее подсказал бравый солдат Швейк — как вы помните, этот персонаж постоянно путал глаголы schießen и scheissen (первый из них означает "стрелять", а второй — хм, как бы это корректнее выразиться… "ходить по-большому"). Но, впрочем, какой бы смешной и нелепой она не казалось на первый взгляд, следует обратить внимание совсем на другое — действительно ли использование таких спецснарядов сможет решить данную проблему?

Увы, скорее всего, этот вариант, если его начнут использовать, будет не лучше вакуумной канализации, а гораздо хуже. Начнем с того, что каждый выстрел "для поднятия боевого духа", тоже демаскирует машину. Кроме того, нельзя забывать о том, что боезапас танка ограничен и редко достигает сотни снарядов. Поэтому в бою их расстреливают достаточно быстро, и через какое-то время экипаж все равно останется без "ночных горшков".

Также следует заметить, что если подобный снаряд "в варианте с унитарным спецвыстрелом последний считается подготовленным при воссоединении упомянутого спецснаряда с гильзой (снабженной метательным зарядом, инициирующим зарядом и взрывателем)", то это создает опасность для экипажа. Ведь танкистам придется заниматься подготовкой взрывоопасного "ночного горшка" прямо в бою! Сами понимаете, может возникнуть множество ситуаций, при которых данная конструкция легко взорвется прямо в танке.

Несложно догадаться, чей именно боевой дух после этого упадет ниже аварийного люка. Ну и наконец, нельзя забывать и о том, что ресурс ствола наших танковых гладкоствольных пушек измеряется буквально сотнями выстрелов. Зачем же перегружать его дополнительными залпами, если их основной эффект в основном морального характера?

Читайте также:Тайны отказного архива: нелепицы и чудеса

Так что, скорее всего, данное изобретение вряд ли будет принято на вооружение армией какой-либо страны. Однако оно уже принесло своему автору определенные дивиденды. Марк Абрахамс, редактор журнала "Анналы невероятных исследований" и учредитель Шноблевской премии, уже уделил серьезнейшее внимание вышеописанному изобретению в своей колонке в газете The Guardian. Поэтому кто знает — может быть следующую "Шнобелевку" получит наш с вами соотечественник?

Читайте также:Курьезы науки: взрывной фартук фрау Шенбейн

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *