На Фобосе может существовать жизнь, занесенная с Марса

Марсиане переселились на Фобос?

Если марсиан нет на Марсе, то, возможно, они где-то рядом? Специалисты НАСА и Университета Пердью (США) считают, что на Фобосе может существовать жизнь, занесенная туда вместе с марсианскими метеоритами. По крайней мере, по предварительно полученным данным, образцы грунта с Фобоса включают существенное количество материала Красной планеты.

"Образец с Фобоса, на который гораздо легче попасть, чем на Марс, почти наверняка будет содержать марсианский материал, выбитый в космос столкновением Красной планеты с большим астероидом, — полагает один из авторов исследования, геофизик Джей Мелош. — Если на Марсе есть жизнь (или была там в последние 10 миллионов лет), миссия к Фобосу может принести нам первые свидетельства существования жизни за пределами Земли".

Правда, не стоит впадать в особую эйфорию по поводу предстоящих контактов с братьями по разуму, подчеркивает Мелош. Вряд ли удастся обнаружить в пробах с марсианского спутника признаки сложных организмов. "Мы говорим о маленьких зеленых бактериях, а не о маленьких зеленых человечках", — отмечает ученый.

Читайте также: Посадка на Марс не будет мягкой

Даже на Земле находят метеориты с Марса. Взять хотя бы ALH84001, в котором удалось отыскать следы чего-то, напоминающего микроорганизмы. А ведь на Фобосе, который гораздо ближе к Марсу, чем Земля, марсианского вещества должно быть намного больше!

Джей Мелош и его коллеги пришли к выводу, что в 200-граммовом образце, извлеченном с поверхности Фобоса, может содержаться в среднем 0,1 миллиграмма вещества с Марса, покинувшего родную планету не более 10 миллионов лет назад, а также около 50 миллионов индивидуальных частиц марсианского грунта. Ученые подсчитали, что, если живые организмы или их остатки, прилетевшие с Марса, пробудут на поверхности Фобоса свыше 10 миллионов лет, то под воздействием радиации любой биологически активный материал будет уничтожен.

Ранее считалось, что метеориты с поверхности планеты может выбить лишь такая сила, которая уничтожит все живое на этой планете. Но еще несколько лет назад тот же Джей Мелош доказал, что верхний слой поверхности при этом будет не так сильно затронут, куда большие нагрузки испытают на себе недра. Так что жизнь может и уцелеть.

По оценкам исследователей, за последние 10 миллионов лет на поверхность Марса упало по меньшей мере четыре крупных астероида. А совсем недавно на Красной планете обнаружили кратер Мохаве, возникший в результате удара массивного астероида, врезавшегося в планету примерно пять миллионов лет назад. Это лишний раз указывает на возможность наличия на Фобосе "свежего" материала с Марса.

В связи с последними исследованиями, НАСА пообещало, что если миссия на Фобос все же состоится, то будут приняты меры по герметичной упаковке грунта, чтобы туда не могли попасть посторонние примеси и чтобы бактерии, если они там имеются, сохранили свою жизнедеятельность. Лаборатории, в которых будет проводиться работа с образцами с Фобоса, тоже планируется максимально защитить от внешних нежелательных воздействий, способных повредить материал.

Тем более, что, по мнению экспертов, бактерии с Фобоса, скорее всего, являются анаэробными, то есть они не слишком успешно функционируют в кислородной среде. Поэтому земные условия для них не очень благоприятны. Об этом могут свидетельствовать следы метана, которые в виде пятен разбросаны над поверхностью Марса. Специалисты выдвигают версию, что метан выделяют именно анаэробные бактерии, ведь то же самое происходит и на Земле, где тоже обитают такие микроорганизмы.

Увы, ряд проектов Mars Exploration Program ("Программы исследований Марса") был пересмотрен НАСА в силу финансовых ограничений. В частности, оказалось, что полет на Марс аппарата, который произведет мягкую посадку и забор грунта, а затем вернется обратно, обойдется куда дороже аналогичного вояжа к Фобосу. Дело в том, что гравитация Марса составляет 0,378 g, в то время как Фобоса — всего около 0,008 g. Так что автоматическая станция, направляющаяся к Марсу, должна быть оснащена мощной теплозащитой и сложной системой парашютного торможения. А для путешествия на Фобос, где нет атмосферы, ничего этого не требуется. Такой вариант куда предпочтительнее в финансовом отношении.