Ученые обнаружили галактику, которая по форме напоминает прямоугольник

Квадратные миры все-таки существуют

Ученые обнаружили галактику, которая по форме напоминает прямоугольник. Подобное было настолько неожиданно, что некоторые участники исследования в первые моменты отказывались поверить в ее существования. Однако все-таки она существует. Эта карликовая галактика LEDA 074886 находится на расстоянии 70 млн. световых лет от нас в созвездии Эридан.

Как известно, галактики бывают разные. Но в основном их можно отнести к трем типам — сфероидальные (или эллиптические), спиральные дисковидные (среди них выделяют в особую группу галактики с перемычкой) и неправильные. Последняя группа представляют собой некую сборную космическую "солянку" — туда астрономы помещают все галактики, которые невозможно классифицировать как сферические или дисковидные.

Так вот, среди последних иногда встречаются большие оригиналы. Одного из них недавно обнаружили астрономы из Австралии, Германии, Швейцарии и Финляндии. Эта карликовая галактика LEDA 074886, расположенная в группе 250 карликовых галактик в созвездии Эридан (в 70 миллионах световых лет от Земли), имеет прямоугольную форму. Открыл ее австралийский ученый Ли Спитлер после того, как проанализировал снимки, сделанные японским телескопом "Субару".

Этот небесный прямоугольник настолько поразил ученых, что некоторые из них даже отказывались верить своим глазам. "Прямоугольных галактик просто не может быть. Точнее, никто не мог ожидать, что такое чудо существует. Это напоминает мне Пизанскую башню или экзотические биологические виды, которые, на первый взгляд, бросают вызов законам природы", — так прокомментировал открытие Алистер Грэм из Суинбернского технологического университета (Австралия), один из исследователей.

Однако факт остается фактом — LEDA 074886 действительно внешне выглядит как прямоугольник. Но попытавшись реконструировать ее объемную структуру, астрофизики решили, что вряд ли это куб или параллелепипед. Скорее, галактика напоминает короткий цилиндр или диск, середина которого выпирает наружу (соответственно, с Земли этот диск видно как бы сбоку).

Читайте также: Туманность Андромеды идет на сближение

Ученым удалось определить вес необычной галактики. Следует заметить, что он весьма невелик и составляет всего лишь 10 миллиардов солнечных масс (для галактики это очень мало). При этом LEDA 074886 достаточно тусклая галактика. По расчетам астрофизиков, звезд в ней примерно в 50 раз меньше, чем у нас, в Млечном пути.

Однако и в этой "крошке" есть своя загадка. Наблюдения, проведенные гавайской обсерваторией имени Кека, показали, что в самом центре LEDA 074886 скрывается быстро вращающийся тонкий диск с боковой ориентацией. Самый внешний край диска, который удалось измерить, движется со скоростью около 30 тысяч метров в секунду. Астрофизиков заинтересовал этот диск, и они решили построить компьютерную модель галактики, чтобы во всем разобраться.

Результаты моделирования показали, что ничего необычного здесь нет. Дископодобная структура частенько появляется, когда ученые строят модели звездообразования в центре галактик. Так что, судя по всему, этот процесс идет и в самой серединке LEDA 074886. Интересно также, что, по показаниям модели, кажущиеся прямоугольные формы могут свидетельствовать о том, что LEDA 074886 образовалась в результате слияния двух других карликовых галактик.

Возможно, это результат столкновения двух спиральных галактик. Когда это произошло, их звезды оказались разбросаны по большим орбитам. Из-за этого и возникла форма ограненного изумруда. Газ же опустился в среднюю плоскость, где он конденсировался в новые звезды и наблюдаемый нами диск" — такую версию высказал один из авторов исследования профессор Дункан Форбс из Суинбернского технологического университета (Австралия).

Итак, получается, что экзотическую форму LEDA 074886 получила из-за последствий космического ДТП. Кстати, ученые предполагают, что когда наш Млечный путь столкнется со знаменитой спиральной галактикой в созвездии Андромеды (а вероятность этого весьма и весьма высока), то результат будет выглядеть для стороннего наблюдателя примерно также. Однако это, если и произойдет, то, конечно же, не завтра, а через много миллиардов лет. Впрочем, если землянам к тому времени удастся организовать космические поселения на экзопланетах за пределами обоих "нарушителей" космического движения, то они смогут полюбоваться и на само столкновение, и на результат.

Пока же астрофизики наблюдают за катастрофами в куда более далеких мирах. А созвездие Эридана для них особенно интересно — ведь там, в группе карликовых галактик, эти процессы происходят достаточно часто. Так, например, два года назад с помощью снимков "Хаббла" астрофизикам удалось увидеть процесс слияния четырех карликовых галактик в одну эллиптическую. Это ДТП произошло в 166 миллионов световых лет от Земли.

По мнению ученых, процесс сближения четырех карликовых галактики компактной группы Хиксона номер 31 (HCG 31) идет уже как минимум несколько сотен миллионов лет. "Это хороший пример группы галактик на пути к слиянию, потому что там очень много газа, который все перемешает. Галактики относительно небольшие, похожие по размеру на Большое Магелланово облако, галактику-спутник нашего Млечного пути.

Предыдущие измерения их скоростей показывают, что галактики движутся друг относительно друга очень медленно, со скоростью всего 60 километров в секунду. Поэтому, скорее всего, через миллиард-другой лет такая система превратится в одну эллиптическую галактику" — так прокомментировала результаты наблюдений руководитель исследования Сара Галлахер из университета Западного Онтарио. По ее же словам, процесс идет так медленно потому, что в этом районе космоса достаточно мало звезд и других крупных объектов, гравитация которых могла бы ускорить сближение.