Алкоголь помогает мухам избавиться от паразитов

Даже мухи употребляют алкоголь

Зачем люди употребляют алкогольные напитки, в общем-то, понятно. Но почему маленькие мушки дрозофилы время от времени напиваются в хлам? Американские ученые в ходе экспериментов выяснили, в чем дело. Оказывается, спирт нужен им для того, чтобы избавляться от паразитов. Возможно, в процессе эволюции животные именно для этого начали употреблять.

Не секрет, что многие из братьев наших меньших очень уважают алкоголь. И среди млекопитающих, и среди птиц, а также рептилий, насекомых и моллюсков хватает тех, кто иногда прикладывается к горячительным напиткам. Хотя, конечно же, напитками это назвать сложно — алкоголики животного мира поедают перезревшие и забродившие фрукты, в которых этилового спирта не так-то уж и много. Однако, судя по последствиям, им, без сомнения, хватает.

Ученых давно мучил вопрос — а зачем животные это делают? Ведь, как ни крути, а этиловый спирт действительно является ядом для живого организма: он, вытягивая из клеток воду, способствует их разрушению и гибели. И если для птиц, рептилий и млекопитающих подобная потеря может быть не страшна, то вот у тех же самых насекомых любовь к спиртному может создать серьезные проблемы со здоровьем. Клеток-то у них не так много, и восстанавливаются они чрезвычайно плохо.

Из всех версий самой популярной до сих пор считается следующая: алкоголем животные (как, в общем-то, и люди) снимают стресс. Однако она не лишена слабых мест. Например, не понятно, с помощью чего братья наши меньшие борются с нервным перенапряжением тогда, когда фрукты еще не созрели. И почему у насекомых забродившие фрукты употребляют не только взрослые, но и личинки. У них ведь жизнь куда более спокойная.

Читайте также: Комары в шоке от теплой крови

И вот недавно биологам из Университета Эмори (штат Джорджия, США), похоже, удалось разгадать эту загадку. Правда, только на примере насекомых. В качестве объекта исследования была взята плодовая мушка дрозофила (Drosophila melanogaster) — существо, которому все генетики мира обязаны своими открытиями. Эти насекомые имеют в животном мире репутацию законченных алкоголиков — как раз за их любовь к перебродившим фруктам.

Самое интересное, что спиваться дрозофилы начинают еще с детства. Их личинки обожают алкогольные фрукты настолько, что очень плохо растут, если им не удается добраться до этого лакомства. Взрослые, конечно, тоже принимают, но, что называется, в меру — да у них и жизнь-то куда более короткая, много тут не выпьешь. Получается, что алкоголь, то есть яд, дрозофилам полезен для здоровья?

Зоологи Нил Милан, Бэйлин Кассо и Тодд Шленке решили разобраться, в чем тут дело. Они обратили внимание на то, что в природе наибольший процент алкоголиков среди дрозофил встречается там, где популяцию личинок атакуют паразитические осы из рода лептопилин (Leptopilina). Эти перепончатокрылые разбойники, сами-то чуть больше миллиметра в длину, имеют обыкновение откладывать свои яйца в тело мушиной личинки. Если оса вылупляется, это ведет к смерти мушки-хозяина, поскольку она тут же заживо съедается паразитом и спастись мухе никак невозможно.

Итак, ученые вырастили две популяции дрозофил — на спиртосодержащей и обычной пище, а после напустили на них лептопилин. Эксперименты показали, что осы откладывают значительно меньше яиц в личинки, если те постоянно прикладывались к алкоголю. В итоге в "пьяной" популяции зараженными оказались около 20 процентов особей. А в "трезвой" — свыше 60 процентов.

Затем зоологи решили проверить, может ли повышенная доза спирта не только предотвращать заражение, но и избавлять мухотужепоселившегосяпаразита. В результате серии опытов было установлено, что и это возможно. Так, личинки ос, которым не посчастливилось попасть в тела "алкоголиков", практически сразу же начинали болеть и в конце концов умирали, не успев нанести серьезный вред своему хозяину. А вот на развитии мушиных личинок большие (для них, разумеется) дозы алкоголя никак не сказывались — они нормально развивались и окукливались.