Планета COROT-2b воздействует на свою звезду

Хвостатая планета танцует со звездой

Как всем известно, Солнце влияет на Землю. А вот могут ли Земля и другие планеты влиять на Солнце? Могли бы, если бы находились от него на таком же близком расстоянии, как загадочная планета COROT-2b, расположенная в созвездии Змеи. Как выяснили ученые, этот газовый гигант активно воздействует на свою звезду, существенно ускоряя ее вращение.

COROT-2b (ранее известная как COROT-Exo-2b) была открыта 20 декабря 2007 года. Это вторая экзопланета, найденная европейским космическим телескопом COROT. Она вращается вокруг звезды COROT-2, расположенной в 800 световых годах от нас.

Читайте также: Рентген-диета для экзопланеты

Как показывают наблюдения, система COROT-2 совсем юная — ее возраст составляет всего 100-300 миллионов лет. Однако звезда уже фактически сформирована. Она обладает большой яркостью и активно излучает в рентгеновском диапазоне, что вполне характерно для молодых звезд, хотя обычно для еще более юных светил, чем это.

Радиус COROT-2b приблизительно в 1,43 раза больше, чем у Юпитера, а масса превышает массу Юпитера в 3,3 раза. Ее родительская звезда относится к спектральному классу G. Светила этого класса немного прохладнее, чем Солнце, но более активные. Оборот вокруг светила COROT-2b совершает примерно за 1,7 земных дня.

При этом расстояние между планетой и ее материнской звездой вдесятеро меньше, чем между Солнцем и Меркурием, который является ближайшей к Солнцу планетой, и составляет 0,03 астрономических единицы. Но Меркурий, в отличие от COROT-2b, имеет совсем небольшие размеры.

Благодаря близости к звезде COROT-2b сильно разогревается: внешние слои ее атмосферы раздуты, а температура поверхности составляет порядка 1500 кельвинов. По мнению ученых, планета еще горячее, чем можно было бы ожидать при такой дистанции до светила, оно буквально "выжигает" ее. Это может объясняться приливным ускорением звезды.

Данный факт недавно получил подтверждение. В 2011 году исследователи выяснили, что COROT-2b быстро теряет свою массу под воздействием магнитных полей и рентгеновского излучения материнского светила. В районе орбиты оно равно 8,5•104 эрг/см2с, что на пять порядков превосходит значение, характерное для Земли. Исходящие от звезды потоки заряженных частиц должны сильно влиять на эволюцию и структуру атмосферы COROT-2b, способствуя "испарению" ее вещества. Вследствие этого, как утверждает руководитель исследования Себастьян Шретер, масса планеты должна ежесекундно уменьшаться на 4,5•1012 грамм (4,5 миллиона тонн). В год же (по земному календарю) эта величина может достигать 150 триллионов тонн!

По мнению астрофизиков, за планетой тянется гигантский хвост раскаленного вещества, подобный кометному. Рано или поздно, когда наблюдательная аппаратура станет более совершенной, мы сможем его увидеть.

Также здесь, по всей видимости, должны полыхать полярные сияния такой мощности, которой никогда не видывали на Земле. Как известно, на Земле полярные сияния возникают в результате взаимодействия потока ионизированных частиц, поступающих от Солнца и ориентированных магнитным полем планеты, с частицами верхних слоев земной атмосферы. Такой эффект наблюдается не только на Земле, но и на некоторых других планетах Солнечной системы. Очевидно, ту же природу имеют полярные сияния и на COROT-2b.

Но при этом огромная масса и скорость движения планеты позволяют ей активно влиять на скорость вращения светила, усиливая турбулентные потоки плазмы в нем. Планета совершает со звездой своеобразные "танцевальные па". За счет эффекта магнитного динамо усиливается и его магнитное поле, и, соответственно, поток исходящих от него заряженных частиц, что делает более интенсивными и полярные сияния.

Сделанные астрономами выводы косвенно подтверждают и наблюдения за звездой-компаньоном, которая находится неподалеку от системы COROT-2, на расстоянии примерно в тысячу раз превышающем дистанцию от Земли до Солнца. Исследователи обратили внимание на то, что в рентгеновских лучах это светило вообще не видно — видимо, виной тому как раз отсутствие у него такой "активирующей" планеты, как у его соседа.