Открытия-2016: Гравитационный суп и отравленная экзопланета

Прошло почти полгода с тех пор, как мы отметили новый год, а астрономы и астрофизики уже успели совершить несколько важнейших открытий в области космоса. Разумеется, все они разные по масштабу и значимости и не всегда тянут на статус полноценной научной сенсации, но они вполне заслуживают того, чтобы рассмотреть их поподробнее и подвести итоги.

Гравитационные волны

Они были впервые зарегистрированы 14 сентября 2015 года сразу в двух лазерных интерферометрических гравитационно-волновых обсерваториях LIGO, расположенных в Ливингстоне (штат Луизиана) и Хэнфорде (штат Вашингтон), США.

Специалисты выяснили, что гравитационные возмущения породила пара черных дыр, одна из которых в 29, а другая — в 36 раз тяжелее Солнца. Событие произошло в последние доли секунды перед тем как эти дыры слились в один еще более массивный (в 62 раза тяжелее Солнца) вращающийся гравитационный объект. Правда, слияние это состоялось еще 1,3 миллиарда лет назад, и только сейчас волны дошли до Земли.

Узнав об открытии, физик Натан Мирвольд в начале 2016 года решил смоделировать его, избрав для этого оригинальный способ — спроектировав тарелку для супа, конструкция которой имитирует пространственно-временную "рябь".

У Мирвольда весьма "бурная" биография. В свое время он изучал гравитацию и общую теорию относительности под руководством самого Стивена Хокинга. C 1986 по 1999 год трудился техническим директором фирмы Microsoft, но в 2000 году уволился оттуда и решил посвятить жизнь кулинарии и фотографии. Объявив себя поваром-экспериментатором, в 2011 году он выпустил в свет пятитомник "Модернистская кухня: искусство и наука приготовления пищи".

Недавно в голову Мирвольда пришла идея связать области физики и кулинарии. С помощью системы технических вычислений Wolfram's Mathematica ему удалось построить математическую модель, имитирующую гравитационные возмущения двух черных дыр незадолго до их слияния.

Затем на основе компьютерной модели создали трехмерную конструкцию из алюминия, в которой суп наливается в две спиральные канавки. На основе алюминиевой конструкции, в свою очередь, была изготовлена отливная форма из гипса, по которой можно лепить суповые тарелки.

Планета с кометными свойствами

Экзопланета HD 20782, расположенная в созвездии Печь на расстоянии 149 миллионов километров от Земли, была открыта в марте. Ученых сразу же заинтересовала ее нетипичная орбита. Если большинство планет Солнечной системы вращается по окружности, то у HD 20782 орбита близка к эллиптической. Если она находится в наиболее удаленной от светила точке, то дистанция между ею и звездой в 2,5 раза превышает расстояние от Земли до Солнца.

Однако когда она приближается к звезде, то эта дистанция равна всего 0,6 данного расстояния. Такие орбиты свойственны скорее кометам, чем планетам. Поэтому жизнь на HD 20782 мы вряд ли обнаружим, говорят исследователи.

Атмосфера с синильной кислотой

В феврале 2016 года впервые в истории космических наблюдений удалось определить состав атмосферы экзопланеты. "Героиней дня" стала HD 75732, вращающаяся вокруг солнцеподобной звезды 55 Рака, А в созвездии Рака.

С HD 75732, открытой в 2004 году, нас разделяет всего 40 световых лет. В состав ее атмосферы входят в первую очередь гелий и водород, являющиеся самыми распространенными химическими элементами во Вселенной. Но оказалось, что предположительно там присутствует еще и синильная кислота. Увы, вряд ли на планете может существовать жизнь, по крайней мере, похожая на нашу.

Самая удаленная галактика

"Хаббл" обнаружил самую на сегодняшний день удаленную от нас галактику. GN-z11 расположена на расстоянии 13,4 миллиарда световых лет от Земли. Мы можем наблюдать ее такой, какой она была на заре Вселенной, всего через 400 миллионов лет после ее возникновения.

Хотя размеры GN-z11 в 25 раз меньше, чем у Млечного Пути, и в ней примерно в 100 раз меньше звезд, звездообразование там идет в два раза быстрее, чем в нашей Галактике.

Космический цветок

Растения в космических условиях уже удавалось вырастить. В частности, на МКС были получены ростки капусты. Но вот цветоводством космонавты ранее не занимались. Первым стал американский астронавт Скот Келли. Он вырастил из капсул с семенами при помощи специальной установки VEGGIE оранжевую астру-циннию. А это означает, что зарождение жизни в космосе все-таки возможно.