Астрономы обнаружили в созвездии Стрельца новый пульсар

Пульсар в Стрельце: молодой и шустрый

Международная группа астрономов с помощью гамма-телескопа Ферми обнаружила в созвездии Стрельца новый миллисекундный пульсар. Он заинтересовал ученых, во-первых, потому что является самым молодым из известных пульсаров этого класса, а во-вторых, потому что его существование опровергает разработанную ранее теорию формирования подобных объектов.

Пульсарами называют нейтронные звезды, возникающие, как правило, после взрывов сверхновых. Хотя размер этих объектов составляет всего 20-30 километров в диаметре, их плотность в несколько раз выше плотности атомного ядра. Поэтому протоны и электроны, из которых состоит такое тело, "слипаются" между собой, образуя нейтроны.

Такие звезды обладают сильным магнитным полем и являются источниками оптического, рентгеновского, радио- и гамма-излучений, поступающих на Землю в виде периодических импульсов. Их характеристики во многом напоминают параметры черной дыры, в частности, они демонстрируют колоссальную степень сжатия материи. На сегодняшний день открыто уже около 2000 пульсаров, ближайшие из которых расположены на расстоянии около 390 световых лет от Солнца.

Читайте также: Пульсар-хулиган раздел звезду до алмаза

Миллисекундными пульсарами (МСП) называют пульсары, период вращения которых измеряется единицами миллисекунд. Как гласит теория, очень высокая скорость вращения этих объектов (до 43 000 оборотов в минуту) объясняется их гравитационным взаимодействием с "обычными" звездами в двойных системах. На одном из этапов своей эволюции последние отдают пульсарам газовые потоки, переходящие в энергию вращения, из-за чего те постепенно начинают раскручиваться. Магнитные поля и высокоскоростное вращение заставляют пульсары испускать мощные потоки излучения в различных диапазонах. Когда перенос энергии от "компаньона" завершается, движение нейтронных звезд начинает замедляться.

Объект, о котором идет речь, получивший обозначение PSR J1823-3021A, лежит в шаровом скоплении NGC 6624, удаленном от Земли примерно на 27 тысяч световых лет. Возраст этого скопления, расположенного в созвездии Стрельца, составляет около 10 миллиардов лет. Вокруг нашей Галактики насчитывается около 160 подобных объектов, и лишь одиннадцать из них испускают гамма-лучи. Однако излучение миллисекундных пульсаров в других скоплениях слишком слабо, чтобы быть зафиксированным аппаратурой. Иное дело NGC 6624.

"Удивительно, но все гамма-излучение, которое мы регистрируем в NGC 6624, испускается одним источником", — констатирует руководитель исследования Пауло Фрейре из Института радиоастрономии имени Макса Планка (Бонн, Германия).

По данным радионаблюдений, нейтронное светило PSR J1823-3021A давно классифицировано как пульсар, период вращения которого равен 5,44 миллисекунды. Недавно же космический телескоп выявил количество энергии, на которой объект совершает гамма-пульсации — оно составляет свыше 100 мегаэлектронвольт.

Когда обработка информации была завершена, полученные данные удивили астрофизиков: оказалось, что в отличие от других миллисекундных пульсаров, у PSR J1823-3021A необычайно сильное магнитное поле, а его возраст составляет приблизительно 25 миллионов лет, хотя, как правило, возраст МСП бывает не менее миллиарда лет. Кроме того, светимость пульсара рекордно высока для МСП, она равняется 8,4 ± 1,6 • 1034 эрг в секунду.

Телескоп Ферми также помог открыть еще девять ранее неизвестных гамма-пульсаров с использованием усовершенствованных методов анализа. Для этого был применен алгоритм "слепого" поиска таких объектов (не учитывающего результаты наблюдений в рентгеновском и радиочастотном диапазонах), основанный на фиксации гравитационных волн от быстро вращающихся нейтронных звезд.

"Мы адаптировали методы, первоначально разработанные для изучения гравитационных волн в задаче нахождения гамма-пульсаров, и мы были быстро вознаграждены", — заявил директор Института гравитационной физики имени Макса Планка в Ганновере (Германия) Брюс Аллен.