В атмосфере Венеры обнаружены интересные климатические эффекты

Синоптикам на Венере скучать некогда!

Помните, у Рэя Брэдбери есть рассказ, в котором на Венере непрерывно льют дожди, и лишь раз в году выглядывает солнце? Увы, дожди там могут идти разве что из серной кислоты, но в целом, считалось до сих пор, венерианский климат отличается удивительным постоянством. Однако ученые обнаружили в атмосфере планеты интересные климатические эффекты.

Известно, что венерианская атмосфера состоит из углекислого газа с небольшой примесью азота, водяного пара и сернистых газов. В ней также присутствуют угарный газ, вода, тяжелая вода, фтороводород, соляная кислота и диоксид серы.

Читайте также: Тайны второй планеты… от Солнца

Поскольку Венера окутана 20-километровым слоем сернокислотных облаков, ее поверхность разогрета до более чем 450 градусов по Цельсию, а атмосферное давление почти в 100 раз выше, чем на Земле. Но смена сезонов на планете практически не проявляется, так как ее ось наклонена к солнечному экватору всего на 3 градуса (у Земли наклон составляет около 23 градусов). Кроме того, орбита у Венеры более, чем земная, стремится к кругу, поэтому на планете отсутствуют резкие скачки температуры при приближении или удалении от Солнца.

Нет и ночных перепадов температур, так как за ночь наша "сестра-близняшка" просто не успевает остыть — плотная атмосфера и облака из серной кислоты "укутывают" ее в "одеяло", а ветры из обращенной к Солнцу части доставляют тепло. Кстати, ночь на Венере из-за ее чересчур медленного вращения вокруг Солнца длится почти два земных месяца. Помимо этого, поскольку в процессе эволюции Венера лишилась почти всей воды, там отсутствуют привычные нам осадки.

Однако, проанализировав прежние данные, полученные НАСА, а также проведя телескопические наблюдения Венеры в инфракрасном диапазоне, зарубежные ученые выяснили, что примерно в 110 километрах над поверхностью — в области холодного и чистого воздуха, расположенной над кислотными облаками (термосфере и мезосфере), встречаются странные климатические эффекты.

"Обычно воздух над полярными регионами в этих слоях холоднее, чем воздух над экватором, но время от времени он оказывается теплее, — комментирует Теодор Костюк из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда. — В атмосфере Земли известен эффект под названием ячейка Гадлея: теплый воздух поднимается над экватором и течет к полюсам, где охлаждается и тонет (на самом деле на Земле три таких ячейки — две приполярных и одна экваториальная. — Ред.). Так как плотность атмосферы возрастает ближе к поверхности, опускающийся воздух сжимается и нагревает верхние слои атмосферы над полюсами Земли.

На Венере мы увидели противоположную картину. Кроме того, хотя температура поверхности оставалась практически постоянной, в мезосфере и термосфере нижних широт мы наблюдали существенные изменения — около 30 кельвинов в течение нескольких земных дней. При этом полюса оставались более стабильными — разница температур составляла 15 кельвинов, что довольно много для Венеры".

По словам автора исследования, Гвидо Зоннабенда из Кельнского университета (Германия), это происходит из-за "конкуренции" зональных ветров, дующих с востока на запад, а также изменения так называемой "розы ветров" под воздействием солнечного нагрева. Глобальные потоки воздуха движутся на разных высотах со скоростью свыше 300 километров в час, и это приводит к тому, что слои горячего и холодного воздуха заменяют друг друга, что влияет на верхние слои атмосферы. А гигантские вихри вокруг полюсов способствуют перепадам давления и температуры.

Поскольку слои атмосферы, о которых идет речь, расположены выше облачного покрова, то на них могут оказывать влияние суточные изменения в интенсивности солнечного света, а также широта и солнечная активность — например, корональные выбросы массы.

Исследователям удалось измерить температуру и скорость ветра в верхних слоях венерианской атмосферы, проанализировав спектр инфракрасного излучения, испускаемого молекулами углекислого газа. Как выяснилось, периоды изменений венерианской погоды могут продолжаться от нескольких дней и недель до десятков лет. Замеры температуры в районе экватора показали, что в 1990–1991 годах она была выше, чем в 2009 году, а в 2007 — выше, чем в 2009 году.