Проект создания гибридных эмбрионов

Чем опасны гибридные эмбрионы?

В британском научном сообществе — скандал. Причем, честно говоря, высосанный из пальца. В роли этого пальца выступил проект создания так называемых гибридных эмбрионов. А в роли тех, кто высасывал, — члены парламента, недовольные принятием "Закона о гибридных эмбрионах" в Великобритании в 2008 году и призывающих запретить эти исследования.

Перед тем, как перейти к самому скандалу, коротко напомню предысторию вопроса. Гибридным эмбрионом называют зародыш человека, в клетки которого введена ДНК других живых существ (в основном, животных). Подобное делается в основном для того, что бы оценить действие на человеческий организм различных лекарственных препаратов и для того, что бы выращивать необходимые медикам стволовые клетки.

Данный метод был разработан по одной простой причине — традиционное тестирование лекарств на животных очень часто дает сбои по той простой причине, что между, например, крысой и человеком несомненно есть разница. Поэтому, если лекарство показало свою эффективность для крысы, страдающей, предположим, пневмонией, совсем не факт, что оно сможет излечить подхватившего данную болезнь человека, или излечить без сильных побочных эффектов. Именно этот факт навел ученых на мысль о создании экспериментального организма, клетки которого совмещали бы свойства человека и лабораторного животного — тогда действие лекарства можно было бы оценить более непосредственно.

Создание первой гибридной клетки документально было зафиксировано в 1996 году (о предполагаемых аналогичных экспериментах, которые якобы проводили медики в гитлеровской Германии я не говорю, поскольку нет никаких доказательств того, что данные опыты действительно проводились). Ученый из университета Массачусетса (США), Джоз Сибелли выделил ДНК из белых кровяных телец человека (а если точнее, то из Т-лимфоцитов, отвечающих за производство антител). В качестве образца он, в лучших традициях микробиологов позапрошлого века, использовал ткани "себя, любимого" — ученый сделал соскоб с внутренней поверхности собственной щеки.

Получив требуемые клетки, исследователь выделил из них ДНК и ввел его в предварительно "опустошенное" ядро яйцеклетки коровы. Получившаяся гибридная клетка, к великому удивлению биологов, не только не погибла, но и стала активно размножаться. В дальнейшем Сибелли удалось за неделю получить обширную клеточную культуру, годную для дальнейших исследований. Однако после окончания эксперимента ученый из соображений безопасности уничтожил созданного им "клеточного Франкенштейна".

Читайте также: Грудных младенцев вскормят… мамы-коровы

Собственно говоря, Сибелли вовсе не собирался создавать гибрид для тестирования лекарств — его интересовал вопрос, можно ли хранить человеческое ДНК в клетках животных без ущерба для последней. Однако его исследования, которые сразу стали известны многим молекулярным биологам, показали, что клеточные гибриды в принципе жизнеспособны. Это оживило интерес ученых к проблеме получения молекулярного гибрида, который мог бы служить идеальным объектом для исследования развития заболеваний и тестирования лекарств.

Кроме того, данное открытие подсказало ученым, что с помощью данного метода можно решить еще одну проблему -лечение заболеваний, имеющих генетическую природу (например, всем известной "красной волчанки" или болезни Альцгеймера). Как мы знаем, подобные недуги можно излечить, подсаживая больному здоровые стволовые клетки (то есть такие клетки, которые могут превращаться в любые типы клеток человеческого организма). Однако получать их нужном количестве достаточно тяжело — обычно для этого используют эмбрионы, оставшиеся неиспользованными при лечении от бесплодия. Но их очень мало и они не всегда хорошего качества.

Возникла идея брать геномы из стволовых клеток данного эмбриона, а далее пересаживать его в яйцеклетку животного, то есть, грубо говоря, создавать гибридный эмбрион. В самом деле, если геном хорошо приживается (что было показано в опытах Сибелли), то можно изготовить множество его копий и разместить их в "пустых" ядрах яйцеклеток тех же самых мышей, которые ученые могут получить в любом количестве. Далее, по расчетам, эти гибридные эмбрионы должны развиваться около 14 дней (именно к этому времени формируются стволовые клетки всех типов тканей), а потом нужные клетки забирать, а сам зародыш — уничтожать (что бы действительно случайно не вырастить какого-нибудь Франкенштейна).

Первый ощутимый прорыв в создании гибридных эмбрионов сделали китайские ученые — в 2003 году группе профессора Шэн Хуэй Чжень из Второго Шанхайского медуниверситета удалось получить около 400 зародышей, развившихся из яйцеклеток кролика, в которые пересадили человеческую ДНК. Из них 100 "дожили" до того момента, когда началось формирование стволовых клеток. В итоге исследователям удалось получить несколько тысяч стволовых клеток различных типов тканей. После чего "химеры" были уничтожены, а с полученными клетками доктор Шэн и ее коллеги продолжили исследования.

Опыт китайских ученых в 2008 году удалось повторить британским молекулярным биологамиз Королевского колледжа Лондонского университета и из университета Ньюкасла. К концу года они получили гибридный эмбрион с ДНУ человека в клетках коровы. Параллельно парламент Великобритании в том же году принял закон, разрешающий создание подобных эмбрионов. Правда, согласно этому документу, деятельность ученых, работающих в этом направлении, должна быть поставлена под жесткий правительственный контроль. Еще одним "сдерживающими факторами" оказались пункты, согласно которым все гибридные эмбрионы должны быть уничтожены после 14 дней развития и ни в коем случае не должны имплантироваться любым суррогатным матерям.

Казалось бы, никаких проблем возникнуть не должно — подобный контроль исключает любую возможность выращивания несанкционированного Франкенштейна. Однако страсти вокруг данной технологии так и не улеглись — вот уже два с половиной года против данного закона раздаются протесты как всех христианских церквей, так и различных общественных организаций вроде "Гринпис". Но если позиция религиозных организаций предсказуема и понятна — любое достижение человечества в сфере медицины просто-напросто отнимает у них немалую часть доходов (вспомнить хотя бы историю с введением прививок — данные свидетельствуют, что после этого мероприятия доходы священников, которых перестали приглашать для проведения молебна во время эпидемий, упали почти в половину, и это только в одной Великобритании), то вот общественные деятели лезут в это дело, как правило, либо из-за того, что не понимают смысла исследований (и поэтому заочно их бояться, ведь всем людям свойственно испытывать страх перед тем, чего они не могут понять), либо пытаясь сделать политическую карьеру на волне паники.

Так вот, недавний скандал был спровоцирован членами комиссии, посетивший университет Ньюкасла и обнаруживший, что ученые меду делом создали аж 150 гибридных эмбрионов. Видимо, комиссию испугала сама цифра, хотя непонятно почему — закон не ограничивает количество экспериментов в данном направлении. Ученые объяснили взволнованным инспекторам, что о каждом случае создания гибрида "вышестоящие" органы были подробно информированы. Однако джентльмены и леди не успокоились и вновь запустили волну паники: мол, эти негодные ученые втихаря создают монстров, которые могут уничтожить все человечество.

Один из членов комиссии, лорд Атлтон заявил, что будет добиваться пересмотра закона о гибридных эмбрионах. По его словам, эти исследования таят в себе немалую опасность, а выгода от них весьма не очевидна. Кроме того, он подчеркнул, что создание "химер" человека и животного неприемлемо по этическим соображениям.

В данном случае можно сказать лишь одно — положение, когда мнение дилетанта (которым достопочтенный лорд, несомненно, является, поскольку уровень его биологического образования не выходит за рамки британской школьной программы) получает преимущество перед мнением специалиста, является самой печальной издержкой британской демократии. Почему люди, вообще ничего не понимающие в смысле, целях и задачах исследования имеют право добиваться их запрещения? И почему это вдруг уважаемая комиссия, не протестовавшая ранее против использования клеток животных для трансплантации (а такое происходит сплошь и рядом, и, если быть до конца откровенными, люди, которым пересаживали данные клетки, уже являются химерическими организмами), вдруг признала не этичным простое усовершенствование данной методики?

Разгневанную комиссию не убедили даже заявление доктора Робин Ловелл-Бэдж, осуществляющего научное курирование данного эксперимента о том, что все гибридные эмбрионы уничтожаются после 14 дней, как и положено по инструкции. Не смутил их и тот факт, что в настоящий момент исследования приостановлены из-за недостатка финансирования. Они твердо намерены добиваться отмены закона. И, самое печальное, подобное право у них есть — в самом документе есть пункт, позволяющий корректировать его в зависимости от текущей ситуации.

Честно говоря, вся это история попахивает типичным средневековым мракобесием, несмотря на то, что происходит в одной из самых прогрессивных стран мира. Самое интересное, что вряд ли комиссия представляет себе последствия отмены данного закона. А они будут самые печальные — часть ученых, которые работают над этим проектом просто-напросто уедут работать в Китай, где подобные опыты не запрещены и, тем самым, страны Запада будут ослаблены в научном плане, а их потенциальный конкурент усилится.