Почему яркость Магелланова облака выше, чем у других галактик

Магелланово облако - галактика-рецидивист

Ученых давно удивляло, почему яркость Большого Магелланова облака, расположенного на расстоянии 160 тысяч световых лет от нас, гораздо выше, чем у остальных галактик, являющихся ближайшими соседями Млечного Пути. И вот, наконец, разгадка найдена! Как выяснилось, оно просто-напросто "похищает" звезды из другой галактики — Малого Магелланова облака!

Большое Магелланово Облако (сокращенно БМО) представляет собой карликовую галактику, которая занимает область южного полушария в созвездиях Золотой Рыбы и Столовой Горы. Ее диаметр примерно в 20 раз меньше, чем у Млечного пути, а масса в 300 раз меньше, чем у нашей Галактики.

БМО включает приблизительно 5 миллиардов звезд, что составляет около 120 от количества звезд Млечного Пути. При этом светимость Большого Магелланова облака примерно в десять раз слабее, чем у Млечного Пути. Это объясняется тем, что последний состоит из нескольких галактик, когда-то соединившихся между собой. Похоже, то же самое сейчас происходит и с соседними галактиками.

Группа американских астрофизиков из Национальной обсерватории оптической астрономии в Аризоне обнаружила в БМО тысячи оранжевых и красных гигантов. Это звезды, которые находятся на поздних этапах своей эволюции, и потому больше, ярче и холоднее, чем наше Солнце. По словам одного из авторов открытия, Кнута Ольсена, около 5 процентов этих объектов имеют нестандартные характеристики.

Читайте также: Найдена "иммигрантка" из другой галактики

"Мы были очень удивлены, я не ожидал ничего подобного, — говорит Ольсен. — Мало того, что они вращаются не по тем орбитам, что остальные звезды галактики, так еще и в другую сторону, и по орбитам, наклоненным к плоскости БМО на 54 градуса".

Химический состав объектов тоже оказался "нетипичным". Так, процентное содержание в них железа характерно для звезд из Малого Магелланова облака — тоже сателлита Млечного Пути и второй по яркости галактике после БМО, которая находится в 75 000 световых годах от Большого Магелланова облака и в 200 тысячах световых годах от нашей Галактики. Оттуда БМО "перетягивает" к себе звезды. Исследователи считают, что своим существованием Большое Магелланово облако обязано именно "звездному воровству".

Сейчас внутри Большого Магелланова облака существует огромная по размерам область звездообразования под названием 30 Doradus. Ее называют также Туманностью Тарантула. Протяженность этой зоны составляет 800 световых лет, а кроме того, она отличается необычайной яркостью. Туманность Тарантула состоит из сверхмассивных звезд, испускающих интенсивное излучение и струи раскаленного газа. Некоторые из звезд уже закончили свой путь и оставляют после себя пульсары, провоцирующие взрывы гигантских облаков пыли и газа, что приводит к образованию новых молодых звезд.

В центре 30 Doradus лежит созвездие R136. Это самое позднее из сформировавшихся в Туманности Тарантула звездных скоплений, образовавшееся на пересечении трех гигантских пузырей, состоящих из газа и рентгеновского излучения. В данном случае концентрация газа вызвала интенсивное звездообразование. Правда, образовавшиеся звезды пока еще слишком молоды, чтобы превращаться в сверхновые, их возраст — 1-2 миллиарда лет. Кстати, совсем недавно спектрограф FLAMES обнаружил поблизости от R136 очень массивную молодую звезду. Масса VFTS 682 на сегодняшний день равняется примерно 150 масс Солнца, светимость — трем миллионам солнечных единиц. Кроме того, она в девять раз горячее, чем Солнце. При этом VFTS 682 не входит ни в одно из видимых звездных скоплений. По мнению астрофизиков, она могла как ранее принадлежать к соседнему скоплению R136, так и сформироваться как изолированный объект.

Все эти факты явно свидетельствуют о том, что состав галактик не является чем-то постоянным и может постоянно изменяться благодаря "интеграции" одних галактик в другие. Ожидается, что и Большое Магелланово облако со временем будет "интегрироваться" в соседние галактики, и им придется "потесниться". Вероятно, такая же участь ждет и Млечный Путь.