Хроники марсианских галлюцинаций

"Есть ли жизнь на Марсе?" — этот вопрос волнует не только астрономов, но и самых обычных граждан. Неудивительно, что они пытаются искать на красной планете следы когда-то существовавшей там цивилизации. Астроном-любитель Дэвид Мартинес, например, недавно выложил в сеть видеоролик, на котором изображен странный объект, напоминающий космическую базу…

Первым повод предполагать существование жизни на Марсе подал в 1784 году известный британский астроном Уильям Гершель. Наблюдая планету в телескоп, он обратил внимание на то, что на ее поверхности имеются обширные темные и светлые области. Гершель принял их за моря и материки. Это натолкнуло его на мысль, что Марс населен живыми существами, которые, скорее всего, похожи на нас.

В 1877 году, когда Марс сблизился с Землей на максимальное расстояние, итальянскому астроному Джованни Скиапарелли удалось разглядеть в телескоп странные "рисунки" правильной формы на поверхности планеты. Появилась гипотеза о том, что это искусственные водоемы, созданные жителями Марса. А в 1895 году другой исследователь, Персифаль Лоуэлл, выпустил целый альбом сделанных им с натуры зарисовок марсианских каналов, которые позднее вошли в изданную им в 1809 году книгу "Марс как прибежище жизни".

Но во время дальнейших наблюдений выяснилось, что неведомые изображения то возникали на экранах телескопов, то бесследно пропадали. В конце концов, после длительного изучения планеты с помощью новейшей техники ученые объявили, что "каналы" — не что иное, как оптический обман.

Читайте также: Последний островок жизни на Марсе

25 июля 1976 года американская космическая станция "Викинг-1" сделала очередной снимок марсианского каменистого ландшафта, и на нем вдруг проступило "изображение", напоминавшее женское лицо! Фотографию неоднократно обрабатывали по компьютерной методике. Исследователи Марк Карлотто, Винсент ди Пиетро и Грегори Моленаар пришли к выводу, что вероятность естественного происхождения "рисунка" ничтожно мала.

Однако 5 апреля 1998 года в Центр управления полетами поступили фотографии того участка поверхности Марса, где якобы располагалось "лицо", сделанные с борта межпланетной космической станции "Марс Глобал Сервейер" с высоты 440 километров. И что же? "Лицо" исчезло, вместо него камера зафиксировала лишь скальный ландшафт. Таким образом, не осталось никаких доказательств существования "марсианского сфинкса" (такое название дали гигантской скульптуре).

В 2007 году на одном из снимков марсианских пейзажей, сделанных марсоходом Spirit, сторонники "жизни на Марсе" разглядели силуэт человека в балахоне, преклонившего колени в молитве. Специалисты сочли это очередной оптической иллюзией.

На официальном сайте НАСА можно полюбоваться сотнями тысяч превосходного качества снимков марсианской поверхности. И, разумеется, находятся энтузиасты, которым удается обнаружить на фотографиях нечто, не поддающееся объяснению. Вернее, не укладывающееся в рамки теории о безжизненной планете.

Так, ряд снимков демонстрирует нам остатки каких-то каменных сооружений. Трудно поверить, что это обломки скал, образовавшиеся в результате естественных природных процессов — уж слишком правильная, "отесанная" у них форма!

Многие сторонники существования марсианской цивилизации ссылаются на монографию советского ученого, доктора технических наук В. Г. Перминова "Трудная дорога к Марсу", изданную в 1989 году НАСА на английском языке. В ней есть строки: "…Сейчас Марс кажется безжизненной пустыней. С другой стороны, мы знаем, что в земных пустынях археологи откапывают погребенные древние города — многие до сих пор скрыты под слоем песка… Нельзя исключить, что и в марсианских пустынях могут находиться засыпанные песком города. Они бы свидетельствовали о древней марсианской цивилизации, которая исчезла или переместилась на другие планеты…"

Владимир Геннадьевич Перминов уверен, что, раз на Марсе имеются русла высохших водоемов, то, значит, когда-то там существовала и жизнь! Однако о развалинах марсианских городов исследователь нигде не упоминает. Это всего лишь теория. Подтвердить или опровергнуть ее сможет только экспедиция на Красную планету.