Конкуренция никогда не бывает здоровой

В наши дни очень часто приходится слышать фразу "в бизнесе необходима здоровая конкуренция". При этом люди, произносящие ее, ссылаются на многочисленные примеры из мира живой природы. Мол, именно здоровая конкуренция направляет эволюцию всех живых существ на Земле и обеспечивает устойчивость биологических систем.

Однако в этом подобные теоретики ошибаются. Даже сама фраза — "здоровая конкуренция" — абсурдна с точки зрения биолога. Ибо в живой природе конкуренция — явление исключительно нездоровое. Оно возникает лишь в том случае, когда в природном сообществе наступает кризисная ситуация.

Стоит напомнить, что конкуренция - это такая разновидность взаимоотношений между живыми организмами, когда они борются друг с другом за средства существования и условия размножения. Если в этой борьбе участвуют особи разных видов, то такую конкуренцию называют межвидовой, а если одного — внутривидовой.

Совершенно очевидно, что борьба между особями требует затраты драгоценной энергии, которой и так не хватает. А поскольку живые существа не склонны тратить ее зря, то если всего вдоволь, никакой конкуренции не будет. Скажите, ну зачем волку грызться со своим собратом из-за убитого зайца, если их вокруг и без того видимо-невидимо? Куда легче и безопаснее самому поймать. Ведь с достаточно безобидным зайцем проще справиться, чем с ловким и зубастым хищником.

Но когда еды (или какого-нибудь другого ресурса) начинает катастрофически не хватать, как раз и начинается конкуренция. Происходит такое по разным причинам. Иногда это связано с изменением условий окружающей среды. Подобное очень часто происходило в природе, да и сейчас иногда случается. Однако хочется привести пример из далекого прошлого и вспомнить события, случившиеся 4,5 млн. лет назад.

В те времена последнее оледенение только-только заканчивалось, и на нашей планете было весьма прохладно. Еще существовали особые природные сообщества, называемые тундростепями, по которым бродили стада мамонтов. Однако вскоре из-за потепления эти экосистемы стали исчезать и мамонтам стало нечем питаться (их рацион, в основном, составляли растения, произраставшие в этих тундростепях).

Вот тут-то между этими животными началась серьезная конкуренция за пищу (это подтверждают и останки мамонтов со следами травм, нанесенных друг другу). Итог мы знаем — они вымерли, не оставив потомков. Вот к чему привела "здоровая конкуренция"

Фото: AP

Сразу стоит сказать тем, кто считает, что мамонтов истребили люди: пусть попробуют поохотиться на стадо африканских слонов с одними лишь копьями и дубинками. Любой слон при испуге звереет и прет напролом, сшибая все на своем пути. А мамонты, между прочим, были очень крупными слонами. Человеку с ними было явно не справиться (кстати, заманить слона или мамонта в яму практически невозможно, они очень умные и сразу чуют неладное). Выходит, охотники каменного века могли лишь добить больное или раненое животное.

Читайте также: Человек не убивал мамонтов

Однако существовавшие рядом с мамонтами косматые овцебыки выжили и благополучно дожили до наших дней. А все потому, что тогда, когда стало слишком жарко, смогли приспособиться к питанию другими растениями и в результате ушли из гибнущей экосистемы в тундру. Пока мамонты наслаждались "здоровой конкуренцией", способствуя вымиранию своего вида, мирные парнокопытные овцебыки спокойно пощипывали мхи и лишайники, даже не думая вступать в конкурентные отношения. Действительно, зачем, если мха в тундре всегда много.

Это один из универсальных способов ухода от конкуренции — переход на использование другого ресурса. Однако так бывает не всегда. Иногда живые существа, наоборот, стараются употреблять только конкретную пищу, или, как говорят ученые, специализируются. Примером тому могут служить взаимоотношения травоядных в африканской саванне.

Васникогданеудивлял тот факт, что на просторах африканских равнин мирно сосуществуют десятки видов копытных? Такое возможно лишь потому, что они не конкурируют друг с другом за пищу, поскольку каждый вид питается строго определенной травкой. Так что зебрам нет смысла сражаться за еду с обитающими по соседству антилопами гну: та пища, что едят они, для полосатых лошадей не представляет интереса. И наоборот.

Чтобы избежать конкуренции, питающиеся сходной пищей животные иногда могут "расходиться" по времени охоты. Так, например, представители обитающих в Подмосковье пяти видов летучих мышей питаются одними и теми же ночными насекомыми. Однако на охоту они вылетают в разное время. Одни — на вечерней заре, другие чуть попозже, третьи — совсем заполночь. Таким образом, они не мешают друг другу охотиться и, следовательно, не конкурируют.

Но иногда конкуренция может возникнуть из-за того, что особей какого-нибудь вида стало вдруг слишком много. В данном случае начинают работать механизмы регуляции численности, которые приводят к уходу от внутривидовой конкуренции. Иногда в этой роли выступают хищники или носители инфекционных заболеваний, но иногда вид сам способен снизить количество своих особей.

 

Фото: AP

Такое наблюдается, например, у волков. Ученые неоднократно замечали, что если в каком-то месте этих серых хищников становится вдруг чрезвычайно много, то волчицы перестают беременеть (хотя спаривания при этомидут, причем, весьма активно). Как только количество волков снижается, то самки вновь производят на свет потомство. До сих пор непонятно, что именно служит сигналом к тому, чтобы прекратить появление волчат. Некоторые ученые предполагают, что фактором, блокирующим размножение, служит особое вещество, выделяемое при стрессе (волки не любят той ситуации, когда их много, это для них катастрофа).

Итак, как мы видим, любое живое существо всеми силами стремится уйти от конкуренции. Именно попытка самоустранения, а не соперничество является движущей силой эволюции. Можно сказать, что естественный отбор покровительствует не тем, кто пытается победить в конкурентной борьбе, а тем, кто наиболее ловко ушел от нее. Они-то и оказываются настоящими победителями.

Ученые давно заметили, что в нормально функционирующих природных сообществах межвидовой конкуренции вообще не бывает. И напротив, если она вдруг возникла в экосистеме, то, скорее всего, в ближайшее время погибнет. Примером могут служить некоторые острова Маскаренского архипелага. Когда люди завезли туда коз и кроликов, то эти неразборчивые в пище существа быстро вытеснили местные травоядные виды, что привело к деградации растительного покрова (некому стало опылять растения и распространять их семена) и эрозии почв. Катастрофы удалось избежать только благодаря вмешательству сотрудников "Джерсийского треста сохранения диких животных" во главе с Джеральдом Дарреллом.

Что касается внутривидовой конкуренции, то полностью ее избежать в большинстве случаев нельзя, поскольку одной из ее составляющих является извечная борьба самцов за внимание самки. Однако и ее можно свести к минимуму. У некоторых животных взрослых особей прекрасного пола всегда в несколько раз больше, чем сильного, так что конкуренция здесь просто бессмысленна.

Другие устанавливают жесткую иерархию, при которой доступ к самкам могут получить лишь доминантные особи (правда, здесь наблюдается борьба за доминирование). А у третьих, например, у муравьев, большая часть особей вообще оказываются неспособными к размножению. Так что, как видите, и здесь способов хватает.

Читайте также: "Конкурс вакансий" со стрельбой и мордобоем

Может быть, современным бизнесменам вместо рассуждений о пользе конкуренции, следует научиться уходить от нее? Благо, что в дикой природе найдется немало учителей…

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *