Следы невиданных зверей

Отчет об экспедиции нашего спецкора Петра Каменченко на Кольский полуостров, опубликованный под названием "Охота на йети" в 39-м номере "Версии", вызвал многочисленные отклики читателей. Большинство написавших считают, что снежного человека нет и никогда не было, а все свидетельства очевидцев либо заведомое вранье, либо плод воображения людей, до чрезмерности впечатлительных. Но есть и письма совсем другого рода. Одно показалось нам настолько любопытным, что с его автором — криптозоологом Виктором Вячеславовичем Роговым мы специально встретились. Вот что он нам рассказал.

Наука о волосатых змеях "Криптозоология" - слово греческое, состоит из трех корней: "криптос" - неизвестный, "зоо" - животное и "логос" - слово, учение. Все вместе означает "наука о неизвестных животных". Своей целью криптозоология ставит поиск и изучение редчайших и неизвестных еще науке существ. И хотя Земля кажется нам уже вдоль и поперек исследованной и сфотографированной, тем не менее каждый год в каталоги-определители заносятся сотни новых форм насекомых, рыб, морских беспозвоночных. Гораздо реже удается обнаружить крупных животных, но и это случается до сих пор практически ежегодно. Причем, чтобы доказать реальность существования какого-либо животного, нужно обязательно его заполучить — живым или мертвым. Рассказы, зарисовки, фото- и видеосъемки в качестве доказательств учеными не принимаются. Вот поэтому-то и считаются легендарными африканские карликовые слоны, волосатые змеи, черви с лапками, дракон с острова Комодо, лох-несское чудовище и уже почти родной нам снежный человек. В России основателем криптозоологии можно считать Бориса Федоровича Поршнева, советского историка, опубликовавшего в 1961 году работу "Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах", в которой доказывается неандертальская природа существ, называемых в народе снежным человеком. Само название, кстати, носит чисто случайный характер. В 1920 году участники британской разведывательной экспедиции на Эверест под руководством сэра Говарда-Бери наблюдали на высоте 5,5 километра несколько неизвестных человекообразных существ, а затем обнаружили на снегу необычные следы. С легкой руки англичан и начал свое путешествие по миру термин "снежный человек". Однако все известные сегодня факты указывают на то, что существа эти ведут животный образ жизни, а человека напоминают лишь внешне. В СССР проблемой снежного человека занимались вполне серьезно. Еще в середине 50-х годов была создана специальная комиссия Академии наук СССР по его изучению, по итогам работы которой издавались отчеты и бюллетени. Однако, не получив быстрых результатов (пойманного или убитого йети), специальная комиссия постепенно зачахла. После чего поисками занимались в основном уже ученые-энтузиасты из Объединения криптозоологов (Быкова М.Г., Пушкарев В.М., Смолин П.П., Кофман Ж.И., Баянов Д.Ю., Бурцев ИД., Макаров В.Ю., Трахтынгерц М.С. и другие). С 1980 года активное участие в работе принимал и наш собеседник — Виктор Вячеславович Рогов.

На Тянь-Шане йети был неуловим

Первые экспедиции с участием Рогова были в район Тянь-Шаня. В ходе их удалось собрать свидетельства местных жителей, туристов и альпинистов о встречах в горах с неизвестным человекообразным существом. Согласно рассказам, йети жил в самых отдаленных и труднодоступных местах, появлялся неожиданно и так же быстро исчезал, вызывая у очевидцев страх, панику или даже остолбенение. Еще бы, представьте, что должны чувствовать и без того суеверные альпинисты, когда буквально им на голову падает почти трехметровое, покрытое густой шерстью чудовище, смотрит в упор злобными красными глазками и через секунду исчезает, убежав по почти отвесной скале. Приезжая в указанные районы, участники экспедиции находили странные следы, изредка клочки шерсти, но самого снежного человека увидеть, и тем более сфотографировать, им так и не удавалось. Йети легко обходил засады, виртуозно избегал ловушек, был неуловим. Причем если экспедиция подкарауливала его в одном районе, то он появлялся в другом, переезжали туда, и он уходил.

И все-таки Виктору Вячеславовичу удалось увидеть загадочного снежного человека. Но случилось это уже не на Тянь-Шане, а на Кольском полуострове, и именно в районе Ловозера. Вот как это было.

Страх дикий, почти животный

"Летом 1988 года мы с Майей Генриховной Быковой, автором многих статей и большой монографии о загадочном реликтовом гоминоиде, выбирали место для очередной экспедиции. В это время пришло сообщение из Ловозера, закрытой тогда для обычного посещения зоны Кольского полуострова, о встречах местных жителей со снежным человеком. Поступали такие сведения и раньше. Но теперь его наблюдали неоднократно и относительно недалеко от населенного района. Более того, снежный человек повадился даже днем приходить к избушке в южной части озера, где останавливались местные рыбаки. С большим трудом добравшись до указанного места, мы (М.Г. Быкова, Миша Гаврилов и я) остановились в рыбацкой избушке и стали ждать. Посещения начались в первую же ночь. Ближе к утру мы услышали громкий шум со стороны мусорной кучи, кто-то большой продирался сквозь кусты, гремел пустыми банками из-под тушенки. Окна в ту сторону у нас не было, поэтому видеть, что именно это было, мы не могли, выходить же в темноту опасались. На третью ночь кто-то пытался открыть дверь, после чего вспрыгнул на крышу избушки и долго по ней ходил. К счастью, крыша выдержала. Утром мы обнаружили множество крупных следов неизвестного животного. Длина следа составляла 34 сантиметра, ширина шага во время бега — более трех метров. Днем, обследуя местность, помимо больших следов мы также заметили и следы меньшего размера, а в каменной расщелине на горе нашли лежку, откуда животное могло незаметно наблюдать за нами. Такую лежку обычный зверь, волк или медведь, сделать бы не смог. Для этого нужно было обладать определенными навыками и хоть каким-то разумом.

В первый раз увидеть существо нам удалось на четвертую ночь. Оно обходило избушку вокруг, и его голова оказалась прямо на уровне единственного окна на высоте около трех метров. Когда в лунном свете мы увидели то, за чем так долго гонялись, мы испытали настоящий шок. Страх был дикий, почти животный. Хотелось раздвоиться, забиться в угол, спрятаться и в то же время смотреть и смотреть. Примерно так должен чувствовать себя кролик перед змеей. Потом мы видели существо еще несколько раз. И всегда вначале появлялся страх. По страху мы могли определить, что оно уже где-то рядом. Отпечаток этого страха несли на себе даже его следы. Внешне существо было похоже на огромную человекообразную обезьяну ростом 2,75-3 метра, с широкими плечами и чрезвычайно развитой мускулатурой. Шерсть светлосерая, средней длины, на ягодицах почти белая. Короткая мощная шея, низкий лоб, крупные, выдающиеся вперед челюсти. Лицо почти без растительности, покрытое темными морщинами. Глаза небольшие, сверкающие злобой. Почти сразу мы поняли, что вторглись на его территорию и он пришел, чтобы нас прогнать. Наш испуг был настолько силен, что мы так и не смогли его толком сфотографировать, да и фотоаппаратура тогда была еще неважная.

В Москву мы привезли материальные свидетельства существования животного, которые так долго искали: волосы, гипсовые слепки следов, рябиновую жвачку, экскременты, зарисовки и неудавшиеся, к сожалению, фотографии. У Майи Генриховны были знакомые в институте МВД, куда она и отдала на экспертизу найденные куски шерсти. В заключении было сказано: ни одному из известных животных исследованная шерсть принадлежать не может.

Это была наша последняя экспедиция. Мишу Гаврилова я больше никогда не видел, из той избушки он уехал рано утром, даже не попрощавшись. Майя Генриховна Быкова умерла через три года от опухоли мозга, а я стал инвалидом первой группы".

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить