День российской науки: суперпесец и ожившая мумия

Сегодня отечественное научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник - День российской науки. В 1999 году он был учрежден указом президента РФ в честь даты издания другого указа: 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) правительствующий Сенат по распоряжению Петра I создал в России Академию наук.

Накануне праздника среди россиян провели опрос о том, какие достижения родной науки им известны. Результаты оказались плачевными: респонденты толком не смогли назвать открытий, совершенных российскими учеными. "Правда.Ру" пытается исправить это недоразумение и в честь праздника предлагает вам список самых примечательных, необычных и  полезных достижений российских ученых за последнее время. Он доказывает - мы должны ими гордиться!

1. Дефект масс

Впервые за время существования теории относительности нашлось объяснение физическому явлению "дефекта масс", который был обнаружен еще в начале XX века, но до сих пор определялся только на уровне предположений - хотя ни один физик-ядерщик не может работать, не учитывая его в своих расчетах. Теперь же благодаря профессору Томского политехнического университета (ТПУ) Игорю Шаманину и академику РАН Юрию Трутневу весь мир узнал, куда пропадает разница масс. Оказалось - никуда (она трансформируется в энергию поля). Теперь благодаря их открытию можно будет найти ответы на целый рад вопросов, которые давно мучают ученых: например, есть ли масса у фотона и сколько "весит" вся темная материя во Вселенной.

2. Воссоединение Крыма с Россией

Воссоединенный в 2014 году с Россией полуостров Крым сближается с ее материковой частью в самом прямом смысле этого слова - на 3 сантиметра ежегодно (точнее, более чем на 32 мм). Это открытие совершил замдиректора Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Крымская астрофизическая обсерватория РАН", доктор физико-математических наук Александр Вольвач. Суть процесса - в "движении тектонических плит и объектов".

3. Ожившие мумии

Сотрудники Курчатовского института научились восстанавливать внешность древних египтян по мумиям - сейчас они тренируются... не на кошках, а на экспонатах Пушкинского музея. Благодаря уникальной экспериментальной базе института, а именно - синхротронному и нейтронному источнику уже удалось установить, что две мумии принадлежали женщинам, одна из которых скончалась в 50 лет, а другая в 25, обе много ходили и, хотя не занимались тяжелым физическим трудом, могли выполнять какую-то "ручную" работу. Скоро в Египетском зале мы сможем увидеть не только сами мумии, но и 3D-реконструкции их прижизненной внешности.

4. Кислота на страже разума

Ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова обнаружили уникальный антиоксидант - альфа-липоевую (тиоктовую) кислоту, которая принимает участие в углеводном обмене и значительно повышает сопротивляемость нервной ткани к развитию нейродегенеративных нарушений, а по биологической ценности сопоставима с витаминами и минералами. Она ускоряет метаболизм токсичного формальдегида, образующегося в кишечнике при окислении растительной пищи, и предотвращает гибель клеток, что делает ее перспективным средством для лечения болезни Альцгеймера и других старческих патологий.

5. Самый древний лед

Со станции "Восток" специалисты, закончившие там очередную вахту, везут в Санкт-Петербург самый древний лед на планете: он застыл около 1 млн лет назад - как раз тогда, когда на Земле произошло резкое изменение климата, повлекшее за собой вымирание видов. Эта уникальная находка, извлеченная из подледного озера на глубине почти 4 км (со дна самой глубокой действующей скважины в мире), не только прольет свет на ледниковый период, но и поможет спрогнозировать, что нас ждет в связи с климатическими изменениями ближайшего будущего.

День российской науки: суперпесец и ожившая мумия. 382828.jpeg
Станция Восток

6. Беспилотник, который проводит до дома

Ученые Института автоматики и электрометрии СО РАН (ИАиЭ СО РАН) научили беспилотники "пасти" - то есть сопровождать - движущиеся объекты, в том числе другие БПЛА. Дрон-спутник анализирует скорость своей "мишени" и подстраивается под нее, составляя маршрут на основе полученных изначально данных о координатах цели. "Дрону достаточно лишь определить дальность объекта и угол относительно вектора движения цели. Это похоже на группу самолетов: летчик видит ведущего и ориентируется, в каком положении должен находиться", - пояснил научный сотрудник института Константин Котов.

7. Космический фотограф

Ученые ракетно‐космического центра "Прогресс" и Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королева разработали проект малого спутника "Аист‐2М" - космического 3D-фотографа, который с высоты 500 км будет поставлять на Землю стереоснимки. До сих пор подобное оборудование стояло только на одном российском спутнике, но оно уже устарело и весит в 8 раз больше новинки. Теперь же - благодаря новым объективам - "Аист" принесет в клюве фотографии качества 1,2 м на пиксель. Они позволят вывести спутниковые карты Земли на совершенно иной уровень.

День российской науки: суперпесец и ожившая мумия. 382827.jpeg

8. Суперпесец

Эксперты зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова выявили уникальные качества песцов: оказывается, если они обитают на островах в условиях изоляции на протяжении более 10 тысяч лет, то становятся прямо-таки суперживотными (в отличие от материковых собратьев) - например, у них более прочный череп и повышенная устойчивость к кусанию. Исследования проводились на Командорских островах, суперпесцы и ныне там, вот смотрите:

9. Древний ящер сибиротитан

Палеонтологи Петербургского и Томского государственных университетов описали новый вид завропода - растительноядного динозавра, относящегося к одной из древнейших титанозавровых форм и обнаруженного на берегу реки Кия у села Шестаково Кемеровской области. Он получил название сибиротитана (Sibirotitan astrosacralis) - по месту нахождения останков и их гигантских размеров (этот "милашка" при жизни весил около 10 тонн, а его длина от головы до кончика хвоста составляла порядка 12 метров).