Японские мыши отрастили новые зубы

В журнале Proceedings of the National Academy of Science появилась статья о весьма любопытном открытии учёных из Токийского университета. Им удалось вырастить утраченный зуб. Специалисты надеются, что в скором времени результаты их исследований удастся внедрить в стоматологическую практику.

Группа японских ученых из Токийского научного университета в городе Нода под руководством Такаши Цудзи изучала поведение зародышевых клеток, из которых в организме мыши формируются зубы.

После извлечения таких клеток из зародышей мышей ученые разделили их на два типа - эпителиальные и мезенхимальные, - а затем вновь соединили в зародышевую зубную ткань.

"Этим самым мы хотели показать, что в случае человека можно вместо зародышевых клеток использовать перепрограммированные плюрипотентные стволовые клетки, которые можно опять пеперепрограммировать в разные типы зародышевых клеток, а затем на их основе создать зародышевую ткань для выращивания зубов", - пояснил Цудзи.

Читайте также: Если глаз не доглядел - дорисует мозг

Как сообщает РИА "Новости", после того как в течение нескольких дней зародышевую ткань выращивали в питательной среде, ученые пересадили её мышам на место удаленных коренных зубов.

Первые зубы на этом месте появились спустя 36 дней после пересадки, а уже через 49 дней они достигли нормального размера и положения, став пригодными для пережевывания пищи.

Японские мыши отрастили новые зубы
В своей публикации учёные отметили, что строение и свойства этих зубов ничем не отличаются от нормальных, за исключением небольших отклонений в геометрии кончиков и положении друг относительно друга. Команда Цудзи надеется исправить эти недостатки в будущем.

Тем не менее, как отмечает Gzt.ru, следует учитывать, что рост нового зуба или любого иного органа проходит в окружении других тканей. Кроме того, зуб имеет сложное строение, и рост, например, эмали не должен опережать роста кровеносных сосудов и нервов внутри корней зубов.

Другими словами, развитие любого органа требует согласованной миграции клеток: на определенном этапе их деление должно прекратиться или замедлиться, а каждая клетка – приобрести свою специализацию.

Еще одна проблема подстерегает растущий орган со стороны иммунной системы. При пересадке чужих клеток организм может распознать их как чужеродные и уничтожить как потенциально опасные.

Пациенты, которым пересадили ткани от другого человека, вынуждены длительно принимать препараты, снижающие иммунитет, причем в ряде случаев побочные эффекты от иммуносупрессоров угрожают жизни.